19 марта 1474 г

19 марта 1474 г


541 год назад

В Венеции принят закон об охране авторских прав на изобретения


Изобретение можно усовершенствовать, творению можно лишь подражать…

19 марта 1474 года в Венеции впервые в мире был принят закон об охране авторских прав на изобретения. Это был первый в мире закон об охране авторского права, в котором уже признавались «моральное право» и исключительное право на использование автором своего изобретения в течение ограниченного периода времени.

К слову, именно в тот период в Венеции жил и творил Леонардо Да Винчи, творчеству которого мир обязан прообразами современных танков, скафандров, вертолетов и парашютов. Но великий художник и изобретатель, к сожалению, не смог воспользоваться преимуществами нового закона. Возможно, ученый боялся церкви, которая с большим подозрением относилась к любым новшествам.

В средние века предшественниками авторского права были так называемые привилегии, которые присваивались монархом автору. Привилегии, как правило, распространялись на художественные литературные произведения.

Но такая практика была довольно редкой: многие ученые и люди искусства считали, что заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно, поскольку их произведения не являются актом творения, а представляют собой лишь частицу божественного знания, выраженную посильным способом.

19 марта 1899 г.
116 лет назад

Открыта первая в Петербурге станция «скорой помощи»


Красный крест на машинах «Скорой помощи» – давно привычное явление

Экстренная медицинская помощь считается вершиной врачебного искусства. Зачастую от специалистов «Скорой», их знаний, умений и личностных качеств зависит человеческая жизнь.

Красный крест на машинах «Скорой помощи» – давно привычное явление. Крест – символ милосердия, а потребность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, – одно из самых сильных и светлых человеческих чувств. И именно оно двигало людьми, стоявшими у истоков создания Скорой медицинской помощи.

В России в 15-16 веках функционировали богадельни. Именно сюда помещали немощных, покалеченных, обмороженных и тем или иным образом пострадавших людей. Прообразом кареты скорой были кареты, на которых в 17 веке ездили дворовые люди боярина Федора Ртищева. Они собирали на улицах больных людей и отвозили их в больницу, которую содержал сам боярин.

В начале 19 века в оказании скорой медицинской помощи больным большую роль играли пожарные и полицейские, а пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах.

Лишь в 1898 году были открыты две первые Станции скорой помощи – они появились в Москве при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете, оснащенной медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. По вызову на них выезжали врач, фельдшер и санитар. Эти бригады очень быстро приобрели известность и стали востребованы.

Первая же станция скорой помощи в Петербурге была открыта (7) 19 марта 1899 года по инициативе известного хирурга Николая Вельяминова.

Позже, после Первой мировой войны появляются специализированные бригады скорой помощи и открываются научно-исследовательские институты. Наиболее известный в нашей стране – Московский городской НИИ скорой помощи имени Склифосовского, который был открыт в 1923 году.

Но главные принципы советского здравоохранения были заложены уже после установления Советской власти. В основу работы Службы медицинской помощи были положены: бесплатность, общедоступность, плановость, а также использование достижений науки и техники.

Небольшое уточнение: вообще на территории Российской империи первая станция «Скорой помощи» появилась в 1897 году в Варшаве.

19 марта 1906 г.
109 лет назад

Указом императора Николая II были созданы подводные силы Балтийского моря


19 марта считается официальной датой рождения подводных сил российского флота — в этот день по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены 10 подводных лодок с базированием первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава.

За прошедшие до нашего времени годы подводные корабли прошли большой путь от жестяных лодок с керосиновым двигателем до мощных атомных подводных крейсеров.

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении 17-19 веков. На протяжении многих годов изобретатели предлагали свои проекты, и некоторые из них были воплощены в жизнь. Так, в 1879-1881 годах по проекту Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Эти лодки приводились в действие мускульной силой гребца, а предназначались они для обороны приморских крепостей.

В декабре 1900 года специальная комиссия приступила к проектированию первого боевого подводного корабля под названием «миноносец», однако в 1904 году он получил название «Дельфин».

В марте 1906 года утвердили новый корабельный регламент, в него включили подводные лодки на правах кораблей 3-4 ранга. В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35 процентов всех своих боевых кораблей и транспортов.

Советское время отмечено созданием ряда лодок мировых рекордсменов: самая большая лодка — «Акула» (подводное водоизмещение — 48 000 тонн), самая скоростная — «Анчар» (до 44,7 узлов), самая глубоководная — «Плавник» (до 1 250 м), скоростные и манёвренные подводные истребители «Лира».

В настоящее время на вооружении ВМФ России состоят подводные лодки восьми проектов, и еще лодки двух проектов планируются к принятию на вооружение.

Этот день празднуется как День моряка-подводника ВМФ.

19 марта 1918 г.
97 лет назад

В США принят Акт о Стандартном Времени и утверждено деление на часовые пояса


…в каждом городе использовалось свое местное солнечное время…

Система стандартного времени была принята в конце 19 века как попытка навести порядок и покончить с неразберихой, вызванной использованием своего собственного солнечного времени в каждой отдельно взятой местности. Особенно актуально это стало с развитием железной дороги, когда графики движения поездов составлялись по местному времени каждого города. Это вызвало не только неудобства и путаницу, но и частые аварии.

Британия была первой страной, принявшей решение об установлении на всей территории страны одного стандартного времени.

Впервые идея о необходимости введения часовых поясов для упорядочивания времени была предложена канадским инженером Сэндфордом Флемингом в начале 1880-х годов. В конце концов, было предложено 24 часовых пояса, каждый из них должен был охватывать территорию примерно 15°. За точку отсчёта приняли гринвичский (нулевой) меридиан.

Крупные железные дороги в США и Канаде быстро перешли на удобное стандартное время, но прошло еще много лет, пока это стало нормой в повседневной жизни. Использование стандартного времени распространялось благодаря практическим выгодам для коммуникаций и путешествий.

Во всех Соединенных Штатах нормальное время и часовые пояса были введены с принятием 19 марта 1918 года Акта о Стандартном Времени. Конгресс США утвердил стандартные часовые пояса, установленные ранее железными дорогами.

А затем появился термин «летнее время». Неким прототипом введения летнего времени послужила идея Бенджамина Франклина об экономии энергетических ресурсов.

В последние годы переход на летнее время осуществлялся каждое первое воскресенье апреля, обратный перевод стрелок производился в последнее воскресенье октября. С 2007 года даты поменялись – это стало второе воскресенье марта и первое воскресенье ноября. Для удобного запоминания порядка перевода стрелок часов использовалось правило первых букв: «ВВ – весной вперед, ОО – осенью обратно».

Но споры об эффективности данного подхода не утихают, и ряд стран перевод часов на «летнее» время не производит. Например, Япония отказалась от перехода на «летнее» время в 1952 году. Режим «летнего» времени в Японии был принудительно введен оккупационными властями с 1 мая 1948 года, что у людей, измотанных войной, голодом и разрухой вызвало неодобрение.

Отказались от введения летнего времени также Китай, Индия, Сингапур, республики бывшего СССР: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Казахстан, Киргизия. В России также отказались от практики перехода на «зимнее» и «летнее» время. Но споры о правильности данного решения не утихают и сегодня.

19 марта 1922 г.
93 года назад

В Москве на Шаболовке сдана в эксплуатацию радиопередающая башня


На тихой пустынной улице Шаболовке в Москве, недалеко от Кремля, отвели небольшой земельный участок для строительства радиостанции. Проект радиопередающей башни разработал русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.

В 1919 году на отведенном земельном участке были возведены три антенные опоры-мачты с деревянными стволами высотой по 150 метров. Опоры поддерживались многоярусными наклонными стальными оттяжками.

Функции заказчика по организации проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию этого объекта были поручены Народному комиссариату почт и телеграфов. И за сравнительно короткий срок был разработан первый вариант металлической башни высотой 350 метров, на 50 метров превышавшей всемирно известную башню Густава Эйфеля, построенную в 1889 году на Марсовом поле в Париже.

Башня должна была состоять из девяти гиперболических пространственных секций, установленных друг на друге и прочно скрепленных между собой в единую высотную систему. Многие эксперты отмечали оригинальность принятых конструктивных решений башни. Для ее возведения требовалось 2500 тонн металлических прокатных профилей. Но первоначальные замыслы Шухова не удалось реализовать – в тяжелых условиях гражданской войны не хватало металла и средств.

В итоге Шухов вынужден был откорректировать свой проект. Вместо девяти секций осталось только шесть, а высота снизилась до 150 метров. На возведение такой башни потребовалось всего 240 тонн металла, который выделили из резервных запасов военного ведомства.

Башня стала самой известной работой В.Г. Шухова. После аварии на строительстве радиобашни Шухов был приговорён к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. 19 марта 1922 года радиопередающая башня была сдана в эксплуатацию, началась трансляция радиопередач, и Шухов был помилован.

В 1927 году Шуховская башня начала работать с установленным на Шаболовке 40-киловаттным радиовещательным передатчиком, созданным Нижегородской радиолабораторией.

В 1930-е годы с Шуховской башни начались экспериментальные передачи первых телевизионных программ. Долгие годы изображение Шуховской башни являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонёк».

Сейчас Шуховская башня объявлена памятником архитектуры и инженерной мысли, охраняется государством. Уникальная по конструкции Шуховская башня признана шедевром русского архитектурного авангарда и объектом всемирного наследия.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments