Чат неактивен

19 Апреля

19 апреля 1783 г.
235 лет назад

Издан манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России


Екатерина II

Григорий Потемкин, оценив все преимущества присоединения Крыма к России, изложил свое мнение в письме Екатерине II:

«Крым положением своим разрывает наши границы. Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу – вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других… Вы обязаны возвысить славу России…».

В результате (8) 19 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России. Манифест был подготовлен князем Потемкиным. В этом документе крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру…».

В борьбе за Крымский полуостров на протяжении долгих лет главным соперником России оставалась Турция. Она держала Крым в вассальной зависимости.

В этот момент последний крымский хан отрекся от престола и скрылся под защиту русской армии. В результате враждебно настроенная по отношению к России татарская знать бежала в Турцию. А на полуострове начался экономический и политический хаос, который способствовал бескровному присоединению Крыма к России.

Напомним, что это не единственный раз, когда Крым становился российской территорией – в 2014 году повторилось это важное историческое событие – Крым вновь вошёл в состав России.

19 апреля 1935 г.
83 года назад

В СССР основано добровольное спортивное общество «Спартак»

19 апреля 1935 года Постановлением СНК СССР было создано Всесоюзное профсоюзно-кооперативное добровольное спортивное общество «Спартак», которое сыграло значимую роль в истории всего советского спорта.

В тот же день были утверждены устав и положение Общества, а также эмблема и цвет формы: красные футболки с белой поперечной полосой на груди и спине шириной 8,5 см. Эмблему и имя московскому «Спартаку» придумал отец-основатель этого Общества Николай Старостин.

Созданный в 1935 году «Спартак» быстро набирал популярность и вскоре стал крупнейшим в СССР добровольным спортивным обществом. Всего через год в составе Общества насчитывалось свыше 2000 коллективов, в которых занимались больше 80 000 человек. Общество объединяло работников местной промышленности, государственной торговли, коммунального хозяйства, культуры, образования, здравоохранения, автотранспорта, гражданской авиации и других. В «Спартаке» культивировалось свыше 40 видов спорта.

В 1960 году общество «Спартак» было реорганизовано во всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюзов. Именно благодаря своей принадлежности к профсоюзам в советский период «Спартак» называли «народной командой» – в основном в противовес, прежде всего, армейскому ЦСКА и милицейскому «Динамо».

В 1987 году Общество «Спартак» было упразднено, а имущество передано профсоюзам. Несмотря на прекращение существования СССР и «добровольных спортивных обществ профсоюзов», название «Спартак» сохранили многие клубы, входившие в структуру этого всесоюзного общества. Большинство их них продолжает работать и в настоящее время.

В 1991 году по инициативе самих «спартаковцев» и других заинтересованных людей Общество «Спартак» было возрождено в новых условиях и вскоре вновь стало одним из крупнейших спортивных обществ России. Общество «Спартак» живет и развивается в настоящее время под названием «Общественная Организация – Международное физкультурно-спортивное общество “Спартак” имени Николая Петровича Старостина», куда входят футбольные, хоккейные, баскетбольные и волейбольные клубы.

Но, конечно, прежде всего, название «Спартак» ассоциируется с футбольной и хоккейной командами. Среди «спартаковцев» – огромное количество чемпионов и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупных соревнований.

19 апреля 1943 г.
75 лет назад

Организовано Главное управление контрразведки «Смерш»

19 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР Управление особых отделов и Морской отдел были изъяты из ведения НКВД. На их базе образовывались Главное управление контрразведки НКО «Смерш» («Смерть шпионам») и, несколько позднее, Управление контрразведки «Смерш» Наркомата ВМФ.

Решение о создании Главного управления контрразведки «Смерш» вытекало из сложившейся к тому времени обстановки на советско-германском фронте. В это время Московская битва сорвала план «молниеносной войны». Из рук противника под Сталинградом была вырвана стратегическая инициатива.

Но при этом германским спецслужбам еще не был нанесен смертельный удар. Потому на решающем этапе войны было решено объединить руководство двумя важными сферами – обороной страны и безопасностью войск.

На органы «Смерша» в данной ситуации были возложены задачи по борьбе со шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок, борьбе с предательством и изменой Родине в частях и учреждениях Красной Армии, дезертирством и членовредительством на фронтах. В военной контрразведке состояло несколько тысяч человек.

За годы войны членами «Смерш» было обезврежено более 30 тысяч шпионов, около трех с половиной тысяч диверсантов и свыше шести тысяч террористов. Военная контрразведка достойно выполнила все возложенные на нее задачи.

В некоторых современных источниках утверждается, что, кроме очевидных успехов в борьбе против немецкой разведки, «Смерш» приобрел в годы войны зловещую славу благодаря системе репрессий против мирного населения, которое находилось в оккупации на временно захваченной немецкими войсками территории СССР или на принудительных работах в Германии.

Но репутация «Смерш» как репрессивного органа часто преувеличивается в современных источниках. Никакого отношения к преследованию мирного населения «Смерш» не имело. За работу с населением отвечали территориальные органы НКВД-НКГБ.

В мае 1946 года в результате реформы, проходившей в наркоматах госбезопасности и внутренних дел, органы контрразведки «Смерш» были реорганизованы в особые отделы и переданы в ведение новой структуры – Министерства государственной безопасности СССР.

19 апреля 1943 г.
75 лет назад

Началось вооруженное восстание узников варшавского гетто против нацистов


Восставшие в варшавском гетто

Это восстание, начавшееся в апреле 1943 года в варшавском гетто, признано самым массовым, длительным и отчаянным. Предыстория его такова.

29 сентября 1939 года в Варшаву вступили войска нацистской Германии. В городе в это время насчитывалось около 400 тысяч евреев – они составляли приблизительно одну треть населения.

В первые же месяцы оккупации немецкие власти провели значительное число антиеврейских мероприятий. Были опубликованы приказы о принудительной работе, об отличительных знаках на одежде и на магазинах евреев, о конфискации еврейского имущества и так далее.
Уже в октябре 1940 года немецкие военные власти выделили часть города под еврейское гетто. В него заключили всех еврейских жителей Варшавы и ближайших окрестностей. В окруженном высокой стеной и изолированном от всего мира гетто царили голод и болезни. До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто около 300 тысяч евреев.

19 апреля 1943 года в гетто вспыхнуло массовое восстание. Немцы были отброшены и понесли тяжелые потери. Еврейские боевые группы вели активную борьбу до 16 мая 1943 года. Несколько групп повстанцев продолжали вооруженное сопротивление до июня 1943 года. Однако, в конечном итоге восстание было подавлено, оставшиеся в живых жители гетто были вывезены в концлагеря и уничтожены.

19 апреля 1970 г.
48 лет назад

С конвейера сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101»

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101», прозванный в народе «копейкой». ВАЗ-2101 «Жигули» — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан.

Этот автомобиль оказался маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки» сборщики так и не смогли создать таких долговечных автомобилей. Прототипом «копейки» был «ФИАТ-124». «Копейка» вскоре стала настоящим народным автомобилем в России.

На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия.

«ВАЗ-2101», согласно испытаниям, нуждался в капитальном ремонте лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Но есть случаи, когда «копейки» обходились без капитального ремонта и 20, и 25, и 30 лет!

За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли. За все время производства (с 1970 по 1984 годы) автозавод дал жизнь более 2,5 миллионам «копеек».

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments