18 января 1825 г

18 января 1825 г


190 лет назад

В Москве состоялось открытие Большого театра


В 1776 году императрица Екатерина II предоставила право на создание русского театра в Москве тогдашнему губернатору П.Урусову. Но в 1780 году пожар уничтожил первый театр, названный Знаменским.

Уроженец Англии Мэдокс, бывший тогда компаньоном Урусова, отстроил новое здание на Петровке в течение пяти месяцев. Петровский театр просуществовал на 21 год дольше. Но и его не пощадил огонь.

В 1808 году, теперь на Арбатской площади, Карл Росси воздвиг очередное здание. Но пожар при нашествии Наполеона погубил и это строение.

Следующая попытка была предпринята в 1818 году, когда Петербургской Академией наук был объявлен конкурс проектов московского театра. Лучшая работа принадлежала Алексею Михайлову – ректору Академии.

Осип Бове доработал проект, и новое строительство началось в 1821 году. Театр опять вернулся на Петровку. Грандиозность постройки потрясла москвичей.

Открытие театра состоялось (6) 18 января 1825 года под бурные овации в адрес гения архитектуры Бове. Звучало «Торжество муз» Алябьева и Верстовского.

Вновь огонь сыграл злую шутку в 1853 году, но здание пострадало частично. В конкурсе проектов восстановления театра победил А.Кавос. Его украсила знаменитая теперь на весь мир скульптурная группа Аполлона, созданная известным русским скульптором Петром Клодтом. Снова Большой театр открылся в 1856 году и сохранил внешний вид до нынешнего времени.

В новом тысячелетии прошла современная реконструкция здания Большого театра, которая началась в 2005 году. Торжественное открытие Исторической сцены театра состоялось 28 октября 2011 года. Сегодня Государственный академический Большой театр (ГАБТ) – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

18 января 1901 г.
114 лет назад

Открылось первое кабаре в Берлине


Кадр из мюзикла “Кабаре”

Кабаре — небольшое развлекательное заведение с художественно-развлекательной программой имеет французские корни и впервые возникло в 1881 году в Париже. В 1889 году там же было открыто знаменитое кабаре “Мулен Руж”, ставшее классикой жанра.

18 января 1901 года Эрнст фон Вольцоген открыл в Берлине на Alexanderplatz кабаре “Uberbrettl” (Uber – сверх, brettl – малая сцена), создание которого восходило своими идеологическими корнями в «Сверхчеловека» Ницше. Вольцоген мечтал создать новый вид развлекательных заведений, со сцены которого можно было бы воспитывать «сверхчеловека».

Вульгарность здесь была доведена до эстетического совершенства. «Пестрый театр» при отсутствии столиков представлял собой смесь кабаре и варьете. На сцене организовывалось зрелище, в котором объединялись самостоятельные номера с господством лирических произведений, импровизаций и литературных пародий.

Кабаре было излюбленным местом авангардистов, чье несоответствие взглядов на искусство нередко заканчивалось потасовками. Здесь можно было встретить и элиту русской эмиграции.

К окончанию Первой Мировой войны в Германии началась агония. Покалеченные солдаты, разорившиеся фермеры и простые горожане бросали вызов «занудной» интеллигенции. Разложение и деградация царили в Германии, которая наполнялась кабаре нового типа: стриптиз-клубами, утопающими в дыму сигарет, похоти и алкоголе. Элитарное искусство было сведено к низменным развлечениям.

Разве мог предполагать создатель первого немецкого кабаре Вольцоген, что воплощенная им бирбаумская идея нового начинания в немецком искусстве так опошлится…

18 января 1926 г.
89 лет назад

Премьера фильма «Броненосец Потемкин»


Фильм основан на реальных событиях июня 1905 года

«Броненосец Потемкин» – немой черно-белый художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потемкин» команда подняла восстание и захватила корабль.

Триумфальное шествие «Броненосца Потемкина» началось с кинотеатра «Художественный» на Арбате, который тогда назывался «Государственный Электротеатр». Первые зрители, пришедшие туда 18 января 1926 года на премьеру, были поражены не только фильмом, но и премьерной обстановкой. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика, был одет в морскую форму, а фасад кинотеатра напоминал большую модель военного корабля.

Премьера состоялась благодаря активной позиции ведущих деятелей советского авангарда, среди которых был и Маяковский. Фильм был с восторгом принят на заседании кинокомитета, посвященного 20-летию первой русской революции.

Премьера показала, что «Броненосец Потемкин» – это нечто большее, чем наглядное пособие к лекциям по истории партии. За первые 3 недели проката только в Москве картину посмотрели 300 тысяч человек.

Большой успех картина имела и в Германии. Когда там в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения картины, но пришлось вырезать около 4 минут самых жестких сцен. Купюры были сделаны в оригинале, проданном в Германию. До сих пор по всему миру разыскивают недостающие фрагменты «Броненосца».

Кинорежиссер Геннадий Полока, поставивший несколько лет назад картину «Возвращение броненосца» считает, что «мировой кинематограф до сих пор не знает такого масштабного ощущения событий, которые существуют в фильме «Броненосец Потемкин». В одном из интервью он сообщил: «…около 100 фильмов используют принцип Потемкинской лестницы». Потемкинская лестница действительно до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Здесь все смонтировано таким образом, чтобы зрители, вовлеченные в гущу событий, смогли почувствовать себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела. Сцены расправы над мирными жителями Одессы показывали, что может натворить бездумная военная машина.

До сих пор критики единодушно называют «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом всех времен и народов.

Фильм был озвучен в 1930 году, повторно озвучен в 1950 году, восстановлен в 1976 году. Последняя редакция фильма создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссер восстановления – Дмитрий Васильев.

18 января 1964 г.
51 год назад

Американские врачи призвали конгресс обязать сигаретные компании писать на пачках предупреждение об опасности для здоровья


Американская пачка сигарет с надписью о вреде курения

Первым из европейцев об обычае табакокурения узнал Колумб, увидев это в индейском селении в своей экспедиции. Участник экспедиции, монах Панэ, привез табачные семена в Европу в конце 15 века и стал выращивать это растение сначала как декоративное, а потом и для курения. Довольно быстро курение стало модным явлением, и в конце 16 – начале 17 веков оно распространилось из Европы на другие материки. В Средней Азии и странах Востока табак закладывали под язык или за щеку, из высушенных листьев готовили нюхательный порошок.


Канада. Надпись: “Курение засоряет артерии и вызывает кровоизлияния и сердечные приступы”

Табачный дым содержит вещества-алкалоиды — никотин и гармин, которые в комбинации являются стимулятором центральной нервной системы, вызывают слабую эйфорию, включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти. Однако медицинские исследования указывают на явную связь табакокурения с такими заболеваниями как рак и эмфизема лёгких, заболеваний сердечной системы, а также других проблем со здоровьем.

По данным ВОЗ за весь 20-й век табакокурение явилось причиной смерти 100 миллионов человек по всему миру, и в 21-м веке эта цифра возрастёт до миллиарда. Постоянное курение сигарет, как и другие способы курения табака, вызывает сильную зависимость и оказывает устойчивое негативное воздействие на здоровье курящего. Страдает также здоровье некурящих людей, которые находятся рядом с курильщиком и часто подвергаются действию табачного дыма.


Канада. Надпись: “Прекращение курения уменьшает риск смертельных заболеваний сердца и легких”

В допетровской России табак считался «дьявольским зельем», а курение наказывалось вырыванием ноздрей. В новое время первое систематическое исследование влияния табака на здоровье было проведено в Третьем рейхе. Там же была впервые развернута государственная программа борьбы с курением.

18 января 1964 года американские врачи призвали конгресс обязать сигаретные компании писать на пачках предупреждение об опасности курения для здоровья. С тех пор прошло около полувека, но надпись о вреде курения не очень-то останавливает курильщиков. Однако, многие страны проводят различные антитабачные кампании, пытаясь ограничить курение законодательно и просветительными мерами.

В настоящее время на пачках сигарет многих стран присутствуют не только надписи, но и устрашающие картинки, показывающие вредное влияние на здоровье человека, а также содержащие призыв к отказу от курения.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments