Чат неактивен

18 Ноября в Истории

Солдат армии Петра I

18 ноября 1699 г.

 321 год назад  

Петр I издал Указ о добровольной записи на службу в солдаты «изо всяких вольных людей»

Делом своей жизни Петр Алексеевич считал возвышение Российского государства и усиление его военной мощи. Для решения этой задачи Петр I начал настойчиво проводить в стране военные реформы.

Стрелецкое восстание в Москве (1698) лишь ускорило этот процесс. После подавления восстания царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию армии по системе рекрутского набора.

(8) 18 ноября 1699 года Петр I издает указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей». Петровская армия строилась на добровольной основе — в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшим стать солдатами выдавалось годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы».

Первоначально запись шла в съезжей солдатской избе в селе Преображенском и руководил ею А.М. Головин. Затем набор в армию стал производиться, помимо Москвы, в Новгороде, Пскове, Смоленске, Белгороде и городах Поволжья.

Итогом набора «прямого регулярного войска» стало создание трех пехотных дивизий, которыми командовали генералы Головин, Вейде и Репнин. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат. Одновременно шло формирование регулярной кавалерии — драгунских полков. Рекруты Петровского войска вооружались и содержались за счет государства. Набор 1699 года явился началом перехода к регулярной системе комплектования армии.

Продолжив военные реформы своего отца — царя Алексея Михайловича, — Петр I стал основателем русской регулярной армии и флота. И хоть попытки создания такой армии в России предпринимались еще задолго до реформ Петра, именно при Петре I она превратилась в одну из самых мощных в Европе и оказалась способной наносить сокрушительные удары по самому сильному противнику.

18 ноября 1775 г.
245 лет назад

Издан манифест о новом областном делении России — империя разделилась на 50 губерний


Административное деление России на губернии

Губерния — высшая единица административно-территориального деления в России 1708-1929 годов, оформившаяся при Петре I в процессе организации государства. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году в рамках его Областной реформы: Санкт-Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Позднее появилось еще несколько губерний.

Но у существующего областного управления было несколько крупных недостатков: губернии представляли слишком обширные административные округа, где не хватало госучреждений; это вело к тому, что в управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и финансами, и наказанием, и администрированием. На устранение этих недостатков была рассчитана новая реформа. Дополнительным толчком явилась необходимость укрепления центральной власти на местах после Пугачевского восстания.

18 ноября 1775 года по решению Екатерины II было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.

Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Ближайшим помощником губернатора являлся вице-губернатор.

«Учреждение» создало сложную бюрократическую систему губернской администрации, которая подкреплялась организацией сословного дворянского самоуправления. «Учреждение» заложило основы всего последующего устройства местного управления империи.

После Октябрьской революции 1917 года первоначальное губернское деление было сохранено, но ликвидирован весь старый аппарат и установлены новые органы Советской власти во главе с губернским исполнительным комитетом (губисполком), выбиравшимся на губернском съезде Советов. В 1924-1929 годах в СССР губернское деление заменено делением на области, края и округа.

18 ноября 1842 г.
178 лет  назад

Издан указ о построении первого постоянного моста через Неву – Благовещенского


Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

18 ноября 1842 года император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.

Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков.

Первоначально мост был назван Благовещенским. Он стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Открытие моста состоялось в 1850 году, и вскоре он был переименован в Николаевский.

Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и чтобы заставить строителей работать добросовестно, он пообещал руководившему их работой Кербедзу, что будет повышать его в чине на одну ступень после завершения каждого пролета моста. Не исключено, что так оно и было, поскольку пролетов у завершенного Благовещенского моста было сделано целых восемь. Длина моста составила 331 м, ширина проезжей части моста равнялась 18 м, а ширина тротуаров – по 3 м.

В 1918 году мост был переименован в мост лейтенанта Шмидта и был фактически отстроен заново под руководством профессора Григория Передерия. Заклепки были заменены электросваркой. Старинные брюлловские фонари, украшавшие мост, были установлены на Марсовом поле в Петербурге, чугунную ограду поставили на новый мост, построенный в Калинине (Твери).

В конце 2005 года началась реконструкция переправы. Новый мост стал шире на 13 м, увеличилась ширина проезжей части и тротуаров. Мосту вернули арочный вид, на нем появились барьеры, разделяющие встречные полосы, убрали трамвайные пути.

10 апреля 2007 года разводной пролет пропустил первые речные суда, а 15 августа того же года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы, после чего мосту вернули историческое название – Благовещенский.

18 ноября 1870 г.
150 лет  назад

Первая официальная линия голубиной почты связала Тур и Париж


Голуби обладают острым зрением и невероятной способностью находить дорогу к дому. Человек очень давно заметил эту способность голубей и начал ее использовать в своих целях. Египтяне, греки, римляне и другие народы уже использовали голубей для получения сообщений.

Почтовые голуби прекрасно летают и могут преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Описано множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и летным способностям они, пролетев тысячи километров, возвращались в свою голубятню.

Так, увезенный из Парижа в Германию голубь, был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день он очутился в родной голубятне. Или, например, отступая из Крыма, гвардейцы барона Врангеля увезли с собой почтовых голубей из севастопольской военной станции. Эти голуби попали в Германию – за 2500 километров от дома. Инстинкт звал их на родину, и постепенно, по мере представления возможности, они поодиночке вернулись в Севастополь.

Впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа в 1870 году. Почта для Парижа готовилась в Туре. Сообщения фотографировались с большим уменьшением. Пленка помещалась в кусочек полого гусиного пера, заклеивалась воском и привязывалась к почтовому голубю. Голубь нес 15-20 таких пленок. В Париже был открыт «голубиный почтамт», где происходила расшифровка получаемых сообщений.

Из осажденного немцами Парижа голуби летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы – они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.

Следует сказать, что почта осажденного Парижа доставляла не только государственные сообщения, но и частные письма. Во время осады Парижа голуби доставили их свыше миллиона. Позднее благодарные парижане поставили голубю памятник.

Франция – не единственная страна, воздавшая почести почтовому голубю. Известен факт присвоения звания полковника английской армии почтовому голубю № 888 за большие заслуги в Первой мировой войне. После смерти легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями.

Существовала голубиная почта и в России. В 1890 году в Киеве было учреждено первое частное общество почтово-голубиного спорта. В русской армии появились голубиные станции. Использовались почтовые голуби и в Советской Армии.

18 ноября 1885 г.

 135 лет назад  

В Германии состоялся заезд первого в мире мотоцикла

В Германии состоялся заезд первого в мире мотоцикла

Копия оригинального мотоцикла в музее Mercedes-Benz

18 ноября 1885 года из Бад-Каннштатта в Унтертюркхайм (пригороды Штутгарта) по набережной реки Неккар с невероятной для того времени скоростью 12 км/ч пронесся первый мотоцикл.

Это был очень оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была изготовлена из дерева. Причем колес было не два, а четыре, и все вместо резиновых покрышек были сверху обиты железом. Под сиденьем располагался двигатель внутреннего сгорания мощностью 0,5 л.с.

В качестве топлива мог быть использован бензин или керосин. Чтобы запустить силовой агрегат, изначально нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную калильную трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь. Двигатель запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта операция занимала приблизительно одну минуту.

Мотоциклы появились примерно одновременно с автомобилями, а то и несколько раньше. Как правило, они рождались в мастерских будущих автопроизводителей, которые пробовали силы на более простой технике.

Представленный удивленной публике мотоцикл был сконструирован Адольфом Даймлером, сыном Готлиба Даймлера, которому, как и Карлу Бенцу, принадлежит честь создания первых получивших реальное применение автомобилей.

Непонятно для чего существующие 4 колеса объяснялись тем простым фактом, что сам конструктор не умел ездить на велосипеде, следовательно, не мог и на мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений.

Несмотря на всю примитивность первого в мире мотоцикла, основные принципы его создания были заложены. Даймлер-старший запатентовал его незадолго до этого заезда, но «изобретать мотоцикл» не торопился, считая устройство коммерчески бесперспективным. А Даймлер-младший после поездки без амортизаторов заявил, что на эту «костедробилку» больше не сядет.

 

18 ноября 1917 г.

 103 года назад  

Патриархом Московским и Всея Руси избран митрополит Московский Тихон

Патриархом Московским и Всея Руси избран митрополит Московский Тихон

Патриарх Московский и Всея Руси Тихон

Поместный собор Православной российской церкви (1917—1918) на своей первой сессии избрал (5) 18 ноября 1917 года Патриархом Московским и Всея Руси митрополита Московского Тихона (в миру – Василий Иванович Беллавин, 1865–1925).

Здесь также хочется отметить один момент – в различных источниках Тихон именуется как Патриархом Московским и Всея Руси, так и Патриархом Московским и Всея России. Оба написания являются верными. Просто в разные годы использовались разные вариации титула: «Патриарх Московский и всея Руси», «Патриарх Московский и всея России», «Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России» и другие. Современная форма, «Патриарх Московский и всея Руси», использовалась в древности, а с 1943 года стала официальным титулом.

После Октябрьской революции 1917 года отношения Церкви и Советской власти были враждебными. Для подъема в народе религиозного чувства, по благословению Святителя Тихона устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно он сам принимал участие. Безбоязненно служил в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов.

В феврале 1918 года Тихон предал анафеме «большевиков-безбожников». Патриарх писал гневные письма в Совнарком, пытаясь усовестить новых властителей. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на церковные святыни и народное достояние. В результате чего был арестован, и с мая 1922 года по июнь 1923 года был заключен под домашний арест в Донском монастыре. Однако Тихон не пожелал ни уехать за границу, «ни уйти в катакомбы».

В 1919 и 1923 годах были предприняты попытки убийства Патриарха Тихона, при втором покушении погиб келейник Патриарха Яков Полозов, а сам Святейший не пострадал. Несмотря на гонения, Святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, там же проводил службы.

21 марта 1924 года Верховный суд РСФСР закрыл дело Патриарха. Однако власти подчеркивали, что это только амнистия, а на самом деле Тихон считается преступником по отношению к Советской власти.

В 1925 году Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси умер, его прославление произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году. Мощи Святителя Тихона покоятся в большом соборе Донского монастыря.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments