Чат неактивен

18 Мая ушли из жизни

Пьер Бомарше
французский драматург и публицист
24 января 1732 — 18 мая 1799
284 года назад 217 лет назад


Пьер Бомарше (Пьер Огюстен Карон) родился 24 января 1732 года в Париже, в семье часовщика. В детстве помогал отцу.

Женившись на состоятельной вдове, стал вхож ко двору, и получил в Версале полулакейскую должность. Сумел понравиться королеве остроумием и игрой на арфе. В светских кругах Пьер познакомился и вошел в доверие к миллионеру Пари-Дюверне, стал его младшим партнером в банковских делах и купил себе должность секретаря короля. Вместе с должностью получил и дворянство, превратившись из Пьера Карона в де Бомарше.

В 1767 году написал первую пьесу «Два друга», а в 1770 году – «Евгению», в которых остро поставил проблему социального неравенства. В 1773-1774 годах написал четыре памфлета, направленные против коррумпированной судебной системы Франции.

Памфлеты, названные им «Мемуары», имели ошеломляющий успех. Сам Вольтер утверждал, что не читал ничего интереснее. В 1775 году Бомарше написал пьесу «Севильский цирюльник» и сразу стал первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к мысли продолжить пьесу, и в 1784 году он создает «Женитьбу Фигаро», а в 1792 году завершает трилогию мелодрамой «Виновная мать».

По мотивам пьес Бомарше в 1786 году Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро», а Россини в 1816 году создал оперу «Севильский цирюльник».

В основном именно по этим произведениям и знают современники творчество Бомарше.

Пьер Бомарше умер 18 мая 1799 года в Париже.

Александр Суворов
русский полководец, генералиссимус
24 ноября 1729 — 18 мая 1800
287 лет назад 216 лет назад


Великий русский полководец и военный теоретик, национальный герой России и один из основоположников русского военного искусства – Суворов не проиграл ни одного сражения, причем все они (а это более 60) были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Придавая большое значение нравственному элементу, он везде ставил дух выше формы. Будучи решительным сам, полководец и от других тоже требовал решительности и самостоятельности в действиях. К тому же, на основании своего огромного опыта, он выработал свою знаменитую систему воспитания и обучения войск. Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне еще не применены во всей полноте…

Александр Васильевич Суворов родился (13) 24 ноября 1729 года (по другим сведениям – 1730) в Москве, в семье дворянина. Его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына, который учился хорошо, владел семью языками.

В 1742 году Александра, по обычаю того времени, записали в лейб-гвардии Семеновский полк рядовым. Действительную службу он начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе.

Обладая сравнительно слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. Боевое крещение получил во время Семилетней войны. За шесть лет он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.

Становление Суворова как полководца происходило во время двух Русско-турецких войн в победный век императрицы Екатерины II. Особенно яркой победой стал штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790 году. Это событие вошло в анналы русской истории наравне с Полтавским и Бородинским сражениями.

Следующим этапом его боевой биографии стало командование русскими войсками против польских конфедератов (1794). Прибытие Суворова в Польшу сразу же переломило ситуацию в пользу русских, и конфедераты капитулировали.

Суворов, опережая свое время, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в знаменитом суворовском наставлении – книге «Наука побеждать», написанной им в 1796 году.

После смерти Екатерины в 1796 году на российский престол вступил ее сын Павел I, отношения с которым у полководца складывались непросто. В 1797 Суворова отправили в ссылку в имение Кончанское. Но после обострения политической обстановки в Европе и успехов французской армии, о старом военачальнике вспомнили и вернули на службу. Последовала серия побед над французами.

Заключительным этапом полководческой деятельности фельдмаршала стал Швейцарский поход 1799 года и знаменитый переход через Альпы. Благополучный исход всего предприятия стал венцом прижизненной славы Суворова. Ему был пожалован самый высокий военный чин – генералиссимуса.

Князь Италийский, граф Российской империи Суворов-Рымникский, князь и королевский родственник Сардинского королевства, граф Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск – Суворов был удостоен всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

Александр Васильевич Суворов умер по прибытии в Петербург (6) 18 мая 1800 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.

(5) 17 мая 1801 года памятник великому российскому полководцу, князю Италийскому, графу А.В. Суворову был торжественно открыт на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. На церемонии открытия, помимо многочисленной публики, присутствовали новый российский император Александр I, генералитет столицы и сын полководца.

Каролина Бонапарт
младшая сестра Наполеона Бонапарта
25 марта 1782 — 18 мая 1838
234 года назад 178 лет назад


Каролина Бонапарт родилась 25 марта 1782 года в Аяччо на Корсике. В детстве над ней посмеивались, считая дурнушкой и называя Золушкой. Но Каролина была родной сестрой Наполеона, и в ее крови были те же гены честолюбия и сильной воли – она знала, чего хотела.

В 1793 году вместе с семьёй Каролина переехала во Францию. Природный ум и качества сильной личности сделали простую корсиканку одной из самых влиятельных женщин Европы. Ей поклонялись придворные и дипломаты, министры и военачальники, а она поклонялась любви…

Она влюбилась в Йоахима Мюрата, генерала армии своего брата и в 1800 году вышла за него замуж (в этом браке родилось четверо детей – две дочери и два сына). Любимица великого брата, Каролина так же жаждала власти и в 1806 году стала великой герцогиней Клеве и Берга, а в 1808 году – королевой Неаполя. Она привлекала себе в помощь известных государственных мужей, её друзьями были Жан Андош Жюно, Талейран и Фуше.

Появление на свет Наполеона II разрушило мечты Каролины о том, что её старший сын наследует престол её брата. Она заключила союз, не только политический, но и любовный, с врагом Наполеона, Клементом Меттернихом, который сто дней безуспешно пытался сохранить за Мюратами трон.

Мюрат был расстрелян по законам военного времени 13 октября 1815 года в Калабрии в Пиццо по приказу короля Фердинанда IV Бурбона.

Оставшись вдовой, Каролина бежала в Австрию, где под именем графини Липони жила под надзором властей в Триесте, а затем переехала во Флоренцию, где и скончалась в возрасте 56 лет 18 мая 1838 года.

Густав Малер
австрийский композитор и дирижер
7 июля 1860 — 18 мая 1911
156 лет назад 105 лет назад


Малер — выдающийся композитор и дирижер. Его деятельность как дирижера составила эпоху в истории музыкального театра. Он был выдающимся интерпретатором опер Р.Вагнера, В.Моцарта, Л.Бетховена, первым поставил в Вене оперы П.И. Чайковского, Б.Сметаны. А как композитор он известен рядом монументальных музыкальных произведений.

Густав Малер (нем. Gustav Mahler) родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С шести лет он начал учиться игре на фортепиано и обнаружил замечательные способности. В 1875 юношу отправили в Вену, где Густав поступил в консерваторию по рекомендации профессора Эпштейна.

В консерватории Малер раскрылся прежде всего как исполнитель-пианист. Интересовался он и симфоническим дирижированием. Но первые композиторские сочинения студенческих лет не отличались самостоятельностью и впоследствии были уничтожены самим композитором.

Малер не только занимался музыкой – его влекло к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.

С 1880 года он работал дирижером в небольших театрах Австро-Венгрии, в 1885 переехал в Прагу, где был дирижером Немецкого театра. За год пребывания в Праге Малер познакомился с произведениями композиторов национальной чешской школы – Сметаны и Дворжака, а также операми Глинки, Вагнера, Моцарта.

Следующие два года он посвятил работе в Лейпциге, в 1888 году стал директором и дирижером Королевской оперы в Будапеште, в 1891-97 годах Малер – первый дирижер Гамбургской оперы.

В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировоззрения и эстетики Малера. Именно в симфониях отразился психологизм, позволяющий передать музыкой духовный мир и конфликт с окружающим миром современного ему человека. Никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.

В 1896 году он перебрался в Вену, где стал директором, дирижером и режиссером Венской придворной оперы, которая под его руководством достигла расцвета. За этот же период Малер создал пять симфоний и несколько вокальных циклов. Венский период стал временем расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь – оперного.

В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк, приезжая в Вену только летом. В 1908-1909 годах он был дирижером Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в последующие два года руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний – «Песни о земле» и «Девятой». Десятая симфония была только начата. Впоследствии ее завершили ученики и последователи по эскизам композитора.

Умер Густав Малер 18 мая 1911 года в Вене.

Александр Годунов
советский и американский артист балета и киноактер, Заслуженный артист РСФСР
28 ноября 1949 — 18 мая 1995
67 лет назад 21 год назад


Александр Борисович Годунов родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Когда Саше исполнилось три года, родители развелись, и мама с двумя сыновьями переехала в Ригу. Здесь, вопреки желанию сына (Саша с детства мечтал стать военным, как отец), она отдала его в Рижское хореографическое училище, которое он окончил в 1967 году и где учился вместе с Михаилом Барышниковым.

Способности юного танцовщика оказались настоящим талантом, и Александра заметил Игорь Моисеев – в те годы директор Государственного хореографического ансамбля «Классический балет» («Молодой балет») – и, не раздумывая, пригласил в Москву в свою труппу. С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в этом коллективе, где работали выдающиеся педагоги – Суламифь и Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в 1968 году в Смоленске, ансамбль много гастролировал по стране и за рубежом, а Александр вскоре стал солистом.

В 1971 году после конкурсного экзамена Годунов был принят в балетную труппу Большого театра. Здесь его наставником и педагогом-репетитором стал легендарный актер и танцовщик Алексей Ермолаев, которого впоследствии Александр назвал любимым учителем. Дебютом Годунова на сцене Большого была партия в балете «Лебединое озеро» в редакции Горского – Мессерера. В 1972 году он получил Первую премию во Всесоюзном конкурсе артистов балета.

Вскоре молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая и пригласила к себе в партнеры. Их первая совместная работа – балет «Лебединое озеро» – сразу же сделала Годунова звездой Большого. Он стал ее постоянным партнером и в других балетах. В 1973 году он получил Первую премию и золотую медаль на Втором Московском международном конкурсе артистов балета, а в 1976 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Популярность Годунова росла, особенно за границей, практически на всех гастрольных афишах Большого театра за рубежом красовалось его имя. Но с 1974 года Александра перестали выпускать за границу, видимо, боясь, что он повторит судьбу своего друга Барышникова, который в 1974 году не вернулся с гастролей в Торонто и стал успешно работать в США.

Примерно в течение 5 лет Годунов был «невыездным», зато он много танцевал на сцене Большого театра, и его репертуар был на редкость разнообразным (поскольку в это время другие премьеры много времени проводили на гастролях). Роли, исполненные Александром в этот период – партии в таких знаменитых балетах, как «Анна Каренина», «Шопениана», «Конек-горбунок», «Дон Кихот», «Кармен-сюита», «Жизель», «Спартак», «Иван Грозный», «Паганини», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Гибель розы» и других. Плисецкая говорила о нем: «Александр Годунов был могуч, горделив, высок. …Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности».


Годунов был прирожденным танцовщиком…
Помимо выступлений на сцене, Александр снялся и в нескольких картинах – это фильмы-балеты «Московская фантазия» (1972) и «Кармен-сюита» (1978), экранизация балета «Анна Каренина» (1974) и художественный фильм «31 июня» (1978). Счастлив он был и в личной жизни – Годунов женился на женщине, которую полюбил всей душой, – на балерине Людмиле Власовой. Но вскоре все изменилось…

В американском турне Большого театра в 1979 году участие Годунова вновь не планировалось. Тем более, что в гастрольной труппе была его жена. А власти выпускали творческие семьи за границу только в исключительных случаях. Но американский импресарио заявил, что без Годунова гастроли не состоятся. Советские чиновники терять выгодный контракт не захотели, и Александр полетел в США.

23 августа 1979 года, во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке, Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Тогда советские власти попытались в срочно порядке вернуть его жену в СССР. Но это событие привлекло внимание мировой прессы, и американскими властями был задержан самолет, на котором Власова летела домой, поскольку считали, что это делается против ее воли. В инцидент оказались вовлечены даже лидеры СССР и США Л.Брежнев и Д.Картер. До последней минуты Годунов надеялся, что жена останется с ним. Но Людмила отказалась и вернулась в Москву.

В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. Их брак был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство Александр получил в 1987 году. В последствии он жил с известной актрисой Жаклин Биссет, но их союз (семилетний) не был официально оформлен и распался в 1988 году.

В США Годунов сразу же был принят в Американский Балетный Театр (АБТ), лучший репертуарный театр Америки, которым руководил Михаил Барышников. Но в связи с некоторыми разногласиями с танцовщиками труппы, он впервые вышел на сцену только спустя полгода. В этой прославленной труппе Годунов выступал как ведущий танцовщик, исполняя главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», «Корсаре». А его партнершами были Н.Макарова, Е.Евдокимова, С.Грегори и другие балерины.

Но уже в 1982 году из-за конфликта с Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу. Он собрал собственную балетную компанию «Годунов и друзья» и стал гастролировать по стране самостоятельно. Всего за полтора месяца выступлений Александр заработал больше миллиона и начал успешные гастроли по Израилю, Аргентине, Японии. Несколько лет он выступал на различных сценах мира. Как приглашенная звезда, Годунов много гастролировал в Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.

Дальнейшая его работа в балете была сопряжена с рядом разочарований, не состоялись несколько турне, и он решил изменить свою жизнь. По совету Жаклин Биссет Годунов пошел в актеры. Его выигрышная фотогеничная внешность, актерское дарование, блестящая фигура и пластика были большим плюсом для успеха в кино. Тем более, что начиная с 1981 года он периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер.

В 1985 году Годунов ушел из балета и продолжил кинокарьеру, начатую еще в СССР. Его дебют – роль в фильме «Свидетель» (1985), с Г.Фордом в главной роли, – был удачен и отмечен критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало, и в дальнейшем он снимался только на вторых ролях. За 10 лет Годунов снялся в восьми фильмах – «Денежная яма» (1986), «Крепкий орешек» (1988), «Музей восковых фигур 2» (1992), «Зона» (1995) и других.


Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек» (1988)
Хотя Александр и прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать атлетическую форму, занимаясь в балетной академии Дэвида Личина, там же проводил балетные мастер-классы. В Голливуде он подружился с работающими в США танцовщиками Большого театра Аллой Ханиашвили и Виталием Артюшкиным, которым помогал в работе.

Годунов был прирожденным танцовщиком, он обладал исключительной фактурой, уникальными природными данными и всегда стремился к мастерству в своей профессии. Легкость его прыжка, блестящее виртуозное вращение, мягкое и динамичное, графические позы, выразительность жеста, красота линий, завершенность формы, и просто феноменальное владение телом – безоговорочно ставят Годунова в число первых мастеров балета мирового уровня. Ведь как отмечали знатоки, он обладал тремя качествами, которые одновременно не встречаются у танцовщиков практически никогда: беспредельной виртуозностью в сочетании со стройностью и красотой линий и тонкой и очень современной актерской индивидуальностью.

Скончался Александр Борисович Годунов 18 мая (по другой версии – 12 мая) 1995 года на своей вилле в Лос-Анджелесе (Калифорния, США). Ему было 45 лет. Его нашли только спустя несколько дней сидящим в кресле. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами.

Прах Годунова был развеян над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе, а эпитафия на могиле гласит: «His future remained in the past» («Его будущее осталось в прошлом»). На Введенском кладбище Москвы находится кенотаф актера с эпитафией: «Ты всегда с нами». Иосиф Бродский назвал Годунова «великим одиночкой» и написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».

Алексей Маресьев
советский летчик, Герой Советского Союза
20 мая 1916 — 18 мая 2001
100 лет назад 15 лет назад


Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в Камышине Саратовской губернии. В три года он остался без отца. Мать работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы Алексей получил специальность токаря и стал работать на лесозаводе. В 1934 году был направлен райкомом комсомола на строительство Комсомольска-на-Амуре. Именно там он начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию. После службы учился в авиационном училище, которое закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В начале войны был направлен на Юго-Западный фронт. Началась его карьера военного летчика.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт, а в апреле в бою с немцами его самолет был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Он совершил вынужденную посадку на территории, занятой фашистами. 18 суток раненный в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта. Ему удалось выйти, но врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.

Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. В начале 1943 года прошел медкомиссию и был направлен в летную школу.

В феврале 1943 года он совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт и снова стал летать. 20 июля 1943 года Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских летчиков и сбил сразу три вражеских истребителя.

Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага.

Герой Советского Союза, полковник, летчик-ас – Маресьев был награжден многими советскими орденами и медалями, а также иностранными наградами.

После окончания войны он был уволен в запас. В 1952 году окончил Высшую партийную школу, в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук, получив звание кандидата исторических наук. В том же году Алексей Петрович был назначен ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, а в 1983 году стал первым заместителем председателя комитета, оставаясь на этой должности до конца жизни.

Также в послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, летчик был очень известен, приглашался на многие празднования.

18 мая 2001 года намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева. Буквально за час до начала мероприятия Алексей Петрович скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Алексей Балабанов
российский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер
25 февраля 1959 — 18 мая 2013
57 лет назад 3 года назад


Алексей Балабанов, пожалуй, был самым провокационным российским кинорежиссером. Обычно он шокировал своими картинами, был мастером дразнить и провоцировать аудиторию.

Алексей Октябринович Балабанов родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 25 февраля 1959 года. Окончил Горьковский педагогический институт по специальности переводчик, после окончания служил в армии, был в Афганистане.

С 1983 года Алексей стал работать ассистентом режиссера в Свердловске, а после окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров в 1990 году поселился в Ленинграде.

Первой полнометражной кинолентой Балабанова-режиссера стали «Счастливые дни», и сразу же – приз на Московском кинофестивале «Дебют» за лучший полнометражный фильм. Вместе с Сегреем Сельяновым Балабанов основал кинокомпанию СТВ, снял фильмы «Замок» (1994) и «Трофимъ» (1995), удостоенные нескольких кинематографических наград.

Широкую известность Алексею Балабанову принес фильм «Брат», вышедший в 1997 году, главные роли в котором сыграли Виктор Сухоруков и Сергей Бодров-младший. Фильм получился достаточно скандальным, но стал хитом, а реплики персонажей – крылатыми (чего стоит одна фраза «В чем сила, брат?»). Этот фильм получил гран-при фестиваля «Кинотавр».

В 1998 году фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей» был удостоен премии «Ника» как лучший игровой фильм, а сам Балабанов получил приз за режиссуру. В 2007 году очередной его фильм – «Груз 200» – был вновь номинирован на «Нику».

Другие фильмы режиссера – «Брат-2», «Война», «Американец», «Жмурки» – также были непростыми и весьма спорными. Однако популярность Балабанова все больше росла. С ним даже примирился давний его противник Никита Михалков, сыграв в двух фильмах Балабанова – «Жмурки» и «Мне не больно».

Последние работы режиссера – картины «Морфий» (2008), «Кочегар» (2010), «Я тоже хочу» (2012). В ряде своих фильмов Алексей Балабанов выступил и как сценарист. За свои режиссерские работы он награжден большим количеством различных наград отечественных и международных кинофестивалей.

Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 года под Санкт-Петербургом после тяжелой болезни, работая над очередным сценарием…

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments