17 Сентября нас покинули

17 Сентября нас покинули

Михаил Дмитриев

русский поэт, критик и переводчик

Михаил Александрович Дмитриев родился (23 мая3 июня 1796 года в селе Богородском Симбирской губернии. Рано остался сиротой и воспитывался у родственников в Симбирске.

Год отучился в Московском университетском Благородном пансионе, затем с 1813 по 1815 годы в Московском университете, на словесном факультете. С 1811 года был зачислен в Московский архив Коллегии иностранных дел, где проработал до 1825 года.

Живя в 1815—1820 годах в доме своего дяди Ивана Дмитриева (известного поэта и баснописца), Михаил познакомился с В.ЖуковскимП.ВяземскимД.Давыдовым, В.Измайловым, Д.Дашковым… И в 1816 году с товарищами по университету он организовал в подражание литературному обществу «Арзамас» литературное «Общество громкого смеха» (1816—1820), куда входило также несколько будущих декабристов, а с середины 1820-х годов сблизился с кругом С.Аксакова, М.Загоскина, А.Писарева, Ф.Кокошкина.

С 1825 года Михаил Александрович занимал различные государственные должности – был чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, затем судьёй Московского надворного суда, камергером (1831), действительным тайным советником (1839) и др. Также он состоял членом-сотрудником (с 1816), действительным членом (с 1820) Общества любителей российской словесности. В 1824 году избран членом Вольного общества любителей российской словесности.

Печататься Дмитриев начал еще будучи студентом, в начале это были переводы французских поэтов. Затем – стихи и статьи, которые он публиковал в «Трудах Общества любителей российской словесности», в журналах «Вестник Европы» и «Сын отечества», участвовал в альманахе А.Бестужева и К.Рылеева «Полярная звезда».

Известность Дмитриеву принесли литературно-критические выступления против понимания Вяземским романтизма и народности (1824 год), затем против высокой оценки Н.А. Полевым комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1825 год), критический разбор 4-й и 5-й глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (1828 год).

В ярко отрицательном отношении Дмитриева к романтическому направлению была своя логика: он был убежден, что литература должна заниматься более серьезными вопросами, она должна не развлекать и удивлять, а поучать, как это делали писатели-классицисты. В этом он был близок поэтам-декабристам К.Рылееву, В.Кюхельбекеру, Ф.Глинки и другим, которые также тяготели к поэтике классицизма.

С конца 1820-х годов Михаил Александрович пишет элегии, оды, басни, псалмы, эпиграммы, рецензии и статьи на религиозно-философские темы, которые печатаются в журналах «Московский вестник», «Атеней», позднее с начала 1840-х — в журнале «Москвитянин». Он был литературным противником В.Белинского и объектом критики Н.Добролюбова.

В 1830 году Дмитриев выпустил первый сборник «Стихотворения», в который помимо элегий, басен, переложений псалмов вошли переводы ШиллераГёте, Маттиссона.

Творческими удачами Дмитриева-переводчика считаются переводы Горация «Наука поэзии, или Послание к Пизонам» (1853) и «Сатиры Квинта Горация Флакка» (1858). Также он переводил стихотворения Ж.Делиля и басни Ж.Флориана. А его мемуарная книга «Мелочи из запаса моей памяти» (1854) даёт ценную картину московского литературного быта первой трети 19 века.

В 1847 году Дмитриев вышел в отставку и последние двадцать лет жизни полностью посвятил литературе. Он называл себя «антикварием литературных наших дел» и ценность своих литературных работ видел прежде всего в том, что они являются историческими свидетельствами:

Следа я в мире не оставил,
Но мир оставил след во мне!
Что он порочил, что он славил,
То наблюдал я в тишине!

Умер Михаил Александрович Дмитриев после тяжелой и продолжительной болезни (5) 17 сентября 1866 года в Москве, похоронен на кладбище Данилова монастыря.

Анатолий Кони

российский государственный деятель, юрист

Портрет Анатолия Кони работы художника И.Репина (фрагмент)Портрет Анатолия Кони работы художника И.Репина (фрагмент)

Анатолий Федорович Кони родился (28 января9 февраля 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был редактором журнала «Пантеон». Первоначальное образование Кони получал дома, а в 10 лет был определен в школу при церкви Св.Анны. В этой школе он проучился 3 года, а затем был принят в 4 класс Александровской гимназии.

Через два года Кони сдал экзамены за весь курс гимназии экстерном и решил поступить в университет на математический факультет. Но из-за студенческих волнений Петербургский университет был закрыт властями. Поэтому в 1862 году Кони поступил в МГУ, но уже на юридический факультет. В 1865 году он окончил его и получил степень кандидата права. Кони был назначен прокурором окружного суда, а вскоре стал его председателем.

В последующие годы Кони занимал различные государственные посты – был обер-прокурором кассационного департамента Сената, сенатором уголовного кассационного департамента Сената. В области общественного и государственного строя он придерживался умеренно-либеральных взглядов, был сторонником демократических принципов судопроизводства (суда присяжных, гласности судебного процесса и т.д.).

В 1878 году Кони был председательствующим в громком судебном заседании по делу Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Благодаря Анатолию Кони, его блестящей речи в защиту подсудимой, присяжные заседатели вынесли оправдательный вердикт Засулич. Этим самым Кони вызвал недовольство властей и был переведен на низшую должность.

В 1900 году Кони прекратил свою работу в суде и начал заниматься преподавательской деятельностью. Через несколько лет премьер-министр П.А. Столыпин предложил Кони пост министра юстиции, но он отказался, хотя входил в состав Государственного совета, принимал участие в работе законодательной комиссий по подготовке многочисленных законов и положений, был членом и председателем Петербургского юридического общества.

После Октябрьской революции 1917 года Кони занимался в основном литературной и преподавательской деятельностью – был профессором уголовного судопроизводства в Петроградском университете (1918-1922), выступал с лекциями в различных организациях и культурно-просветительных учреждениях. Его литературное наследие – это несколько томов ценнейших записок и воспоминаний, а также сборники очерков и статей.

Анатолий Федорович Кони скончался от пневмонии 17 сентября 1927 года в Ленинграде.

Фридрих Адольф Панет

немецкий химик и геохимик

  • 31 августа 1887                       134 года назад
  • 17 сентября 1958                     63 года назад

Фридрих Адольф ПанетФридрих Адольф Панет

Фридрих Адольф Панет (нем. Friedrich Adolf Paneth) родился 31 августа 1887 года в Вене. Учился в университетах Мюнхена, Глазго и Вены. В 1910 году получил звание доктора философии. С 1912 по 1918 год работал в Радиевом институте в Вене, преподавал в Пражском технологическом институте.

Начиная с 1913 года преподавал и работал в различных университетах – Манчестерском, Берлинском, Гамбургском, университете Глазго и Кёнигсберга. После прихода к власти нацистов Панет эмигрировал в Англию. Здесь в период с 1933 по 1938 годы преподавал в Имперском колледже науки и технологии.

В 1943-1945 годах Панет возглавляет химический отдел Объединенной Британско-Канадской комиссии по атомной энергии в Монреале. С 1953 года – директор Химического института Макса Планка в Майнце.

Основные работы относятся к радиохимии и неорганической химии. В 1913 году совместно с Д. Хевеши Панет предложил метод радиоактивных индикаторов (метод меченых атомов).

В том же году совместно с К. Фаянсом сформулировал правило соосаждения радиоактивных элементов из растворов (правило Панета – Фаянса).

В период с 1917 по 1929 годы Панет разрабатывал прецизионный метод определения следовых количеств гелия. В результате этих исследований ему впервые удалось установить абсолютный возраст метеоритов и горных пород. Изучением метеоритов Панет занимался до конца своей жизни.

Фридрих Панет скончался 17 сентября 1958 года в Вене.

Карл Поппер

австрийский и британский философ и социолог

  • 28 июля 1902                     119 лет назад
  • 17 сентября 1994                27 лет назад

Карл ПопперКарл Поппер

Сэр Карл Рэймонд Поппер стоит в ряду наиболее влиятельных философов науки 20 столетия. Его концепция о соперничающих теориях сравнима с «дарвинистской теорией эволюции, когда в ходе селекции» выбирается наиболее приспособленный представитель рода.

Карл Рэймонд Поппер (нем. Karl Raimund Popper) родился 28 июля 1902 года в Австрии. Он поступил в Венский университет в 1918 году, где изучал математику и теоретическую физику.

Поппер стал одним из первых сотрудников педагогического института при Венском университете, благодаря чему познакомился с К.Бюлером, который впоследствии был научным руководителем его диссертации по проблеме метода в психологии.

В 1937 году угроза нацизма побудила его покинуть Вену. Он переезжает в Новую Зеландию, где работает преподавателем философии в университете Кентербери. Вскоре Поппер получает британское подданство и в 1946 году перебирается в Лондон, где до середины 1970-х годов работает профессором Лондонской школы экономики и политических наук.

Именно в это время им был написан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, «Открытое общество и его враги», в котором анализировались скрытые тоталитаристские мотивы в учениях Платона, Гегеля и Маркса. Эта книга, которую Поппер называл своим «вкладом в военные действия», создала ему репутацию всемирно известного философа.

С 1976 года Поппер – член Лондонского королевского общества. В 1982 году ему был присвоен орден Кавалеров почета, в 1984 году он становится лауреатом Премии Алексиса Токвиля, а в 1992 – лауреатом Премии Киото. Также он был посвящен в рыцари.

Умер Карл Поппер 17 сентября 1994 года в Лондоне.

Владимир Басов

советский кинорежиссер, актер, сценарист, Народный артист России

  • 28 июля 1923                    98 лет назад
  • 17 сентября 1987              34 года назад

Владимир Павлович Басов в фильме «Приключения Буратино» (1975)Владимир Павлович Басов в фильме «Приключения Буратино» (1975)

Басов был необыкновенным режиссером. В отличие от коллег, он никогда не пребывал в вынужденном творческом простое, его картины не ложились «на полку». Он работал быстро, продуктивно и все это делал с легкостью. Его подход отличался реалистичностью, ему присуща спокойная, повествовательная интонация при внутреннем драматическом напряжении.

Владимир Павлович Басов родился 28 июля 1923 года в селе Уразово Воронежской губернии. В годы Великой Отечественной войны он ушел на фронт, дослужился до капитана. Но о войне говорить не любил.

После окончания в 1952 году режиссёрского факультета ВГИКа, Басов стал режиссером и актером киностудии «Мосфильм». Его дебютом в режиссуре стала экранизация спектакля «Нахлебник» в 1953 году совместно с М.Корчагиным, а первая самостоятельная работа – фильм «Школа мужества».

В последующие годы Владимир Павлович снимал много, его фильмы выходили один за другим – «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Золотой дом» и другие. Одна из лучших его картин – «Щит и меч» (1968).

Наиболее значительные работы Владимира Павловича, как режиссера, связаны с экранизацией русской классики и произведений советской литературы – «Битва в пути», «Тишина», «Дни Турбиных», «Семь криков в океане», «Метель», «Опасный поворот» и другие.

В ряде своих фильмов Басов выступал не только как режиссер и актер, но и как автор или соавтор сценариев. Его творчество было разнообразно по тематике и жанрам – от историко-революционных фильмов до приключенческих и комедийных лент. Во многих своих картинах он снимал свою жену – В.Титову.

Но для большинства зрителей Басов, прежде всего, – актёр, и в основном – комедийный. Как киноактёр он дебютировал в эпизодической роли в картине «Школа мужества» (1954). Вообще он снялся более чем в 80 фильмах. Яркий, характерный и непредсказуемый – он сыграл в таких известных лентах, как «Я шагаю по Москве», «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена», «Москва слезам не верит», «Ищите женщину»…

На его счету роли не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссёров. Великолепные актёрские данные Владимира Павловича использовались режиссёрами в самых разных жанрах. Особенно стоит отметить его незабываемые роли в детских фильмах и сказках – «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «Про Красную Шапочку»…

Басов всегда много и увлеченно работал, только с середины 1970-х годов его творческая активность заметно упала, и в течение нескольких лет он ничего не снимал. Его подвело здоровье – случился инсульт. Но в 1980 году он вновь вернулся в режиссуру и снял фильм «Факты минувшего дня», который стал одной из последних работ мастера. В апреле 1983 года он вновь тяжело заболел и практически не мог двигаться. Лишь через год он нашел силы для съемок фильма «Время и семья Конвей». В жизни Владимира Павловича это был последний триумф.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, лауреат различных международных кинофестивалей и Государственной премии им.братьев Васильевых – Басов награжден орденом Красной Звезды, а также медалями.

Владимир Павлович был трижды женат. Все его жены актрисы: Р.МакагоноваН.Фатеева, В.Титова. От трех браков у него трое детей: два сына и дочь.

Умер Владимир Павлович Басов 17 сентября 1987 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.

Юрий Визбор

советский бард, киноактер, журналист, писатель, сценарист

  • 20 июня 1934                            87 лет назад
  • 17 сентября 1984                      37 лет назад

Юрий ВизборЮрий Визбор

Он был талантлив во всем, за что брался. Бард, киноактер, журналист, писатель, сценарист, художник, спортсмен-альпинист — все было ему по плечу. Песни его авторства любимы и известны до сих пор, и именно Визбором создан новый жанр — песня-репортаж. По его сценариям снято несколько фильмов, а актерская фильмография включает полтора десятка картин. В память о Визборе проходят фестивали и концерты — а значит, он жив в сердцах тех, кто его любит и помнит.

Юрий Иосифович Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве. В раннем возрасте он мечтал стать летчиком или футболистом. С девятого класса Визбор начал ходить в московский аэроклуб, где отучился два года и летал на По-2 и Як-18. Впоследствии многие свои произведения он посвятит футболу и «небу».

Свое первое стихотворение Юрий написал в возрасте 14 лет. В 1951 году Визбор, окончив школу, поступает в пединститут. В том же году он сочинил свою первую песню «Мадагаскар». Во время учебы в институте он написал десятки песен, в том числе гимн МГПИ-МПГУ.

Визбор - спецкор "Кругозора" (Баренцево море, 1974)

Визбор – спецкор “Кругозора” (Баренцево море, 1974)

После окончания института работал учителем средней школы — преподавал русский язык и литературу. В октябре 1955 года был призван в ряды Советской Армии. В период службы Визбор сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в окружной военной газете.

В октябре 1957 года демобилизовался в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В 1962 году принял участие в создании радиостанции Юность.

В конце 1950-х годов песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сперва в Москве, а затем и по всей стране.

Одним из серьёзнейших увлечений Юрия Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.

Визбор и Банионис на съемках фильма "Красная палатка" (1968)

Визбор и Банионис на съемках фильма “Красная палатка” (1968)

Всего им написано более трех сотен песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. Кто хоть раз не слышал его песню «Милая моя»: Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою… И, конечно же, такие известные песни: «Ходики», «Леди», «Перевал», «Ты у меня одна», «Бригантина», «Домбайский Вальс», «Сорокалетие», «Серега Санин», «Давайте прощаться, друзья», «Кандалакша» и многие другие.

17 сентября 1984 года Юрий Визбор скончался в Москве после тяжелой болезни, был похоронен на московском Новокунцевском кладбище.

Леонид Марягин

советский и российский кинорежиссер и сценарист, Народный артист России

  • 26 февраля 1937                        84 года назад
  • 17 сентября 2003                       18 лет назад

Леонид Георгиевич МарягинЛеонид Георгиевич Марягин

Леонид Георгиевич Марягин родился 26 февраля 1937 года в Москве. Детство его прошло в Орехово-Зуево. Окончив школу, Леонид едет покорять столицу – пытается поступить во ВГИК, но не проходит по конкурсу. Тогда Михаил Ромм берет его вольнослушателем в свою мастерскую. Одновременно Леонид работает лаборантом, затем – ассистентом Ромма на съемках.

После того как Ромм ушел из ВГИКа, Марягин тоже бросил учебу. Намного позже, в 1966 году он оканчивает ЛГИТМИК по специальности режиссура. Но до этого были служба в армии (военно-морской флот), работа на разных киностудиях, в том числе на киностудии имени М.Горького и «Мосфильме». Леонид написал сценарии для более чем 30 сюжетов популярного в те годы сатирического киножурнала «Фитиль».

В 1966 году Марягин дебютировал как режиссер с фильмом «Про Клаву Иванову». Широкую зрительскую любовь получила кинолента «Вас ожидает гражданка Никанорова», снятая в 1978 году. За фильмы «Моя улица» в 1971 году и «Двое в пути» в 1974 году режиссер получил призы на международном телефестивале в Праге.

Начиная с 1990-х годов Марягин ставил фильмы исторической тематики: «Враг народа – Николай Бухарин» (1990), «Троцкий» (1993), «101-й километр» (2001), сценарии к которым он написал сам. В 1998 году ему было присвоено звание Народного артиста России.

Премьеру своего последнего фильма «Здравствуй, столица» Леонид Марягин не увидел – 17 сентября 2003 года он скончался в Москве, был похоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments