17 Сентября нас покинули
Михаил Дмитриев
русский поэт, критик и переводчик
- 3 июня 1796 225 лет назад
- 17 сентября 1866 155 лет назад
Михаил Александрович Дмитриев родился (23 мая) 3 июня 1796 года в селе Богородском Симбирской губернии. Рано остался сиротой и воспитывался у родственников в Симбирске.
Год отучился в Московском университетском Благородном пансионе, затем с 1813 по 1815 годы в Московском университете, на словесном факультете. С 1811 года был зачислен в Московский архив Коллегии иностранных дел, где проработал до 1825 года.
Живя в 1815—1820 годах в доме своего дяди Ивана Дмитриева (известного поэта и баснописца), Михаил познакомился с В.Жуковским, П.Вяземским, Д.Давыдовым, В.Измайловым, Д.Дашковым… И в 1816 году с товарищами по университету он организовал в подражание литературному обществу «Арзамас» литературное «Общество громкого смеха» (1816—1820), куда входило также несколько будущих декабристов, а с середины 1820-х годов сблизился с кругом С.Аксакова, М.Загоскина, А.Писарева, Ф.Кокошкина.
С 1825 года Михаил Александрович занимал различные государственные должности – был чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, затем судьёй Московского надворного суда, камергером (1831), действительным тайным советником (1839) и др. Также он состоял членом-сотрудником (с 1816), действительным членом (с 1820) Общества любителей российской словесности. В 1824 году избран членом Вольного общества любителей российской словесности.
Печататься Дмитриев начал еще будучи студентом, в начале это были переводы французских поэтов. Затем – стихи и статьи, которые он публиковал в «Трудах Общества любителей российской словесности», в журналах «Вестник Европы» и «Сын отечества», участвовал в альманахе А.Бестужева и К.Рылеева «Полярная звезда».
Известность Дмитриеву принесли литературно-критические выступления против понимания Вяземским романтизма и народности (1824 год), затем против высокой оценки Н.А. Полевым комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1825 год), критический разбор 4-й и 5-й глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (1828 год).
В ярко отрицательном отношении Дмитриева к романтическому направлению была своя логика: он был убежден, что литература должна заниматься более серьезными вопросами, она должна не развлекать и удивлять, а поучать, как это делали писатели-классицисты. В этом он был близок поэтам-декабристам К.Рылееву, В.Кюхельбекеру, Ф.Глинки и другим, которые также тяготели к поэтике классицизма.
С конца 1820-х годов Михаил Александрович пишет элегии, оды, басни, псалмы, эпиграммы, рецензии и статьи на религиозно-философские темы, которые печатаются в журналах «Московский вестник», «Атеней», позднее с начала 1840-х — в журнале «Москвитянин». Он был литературным противником В.Белинского и объектом критики Н.Добролюбова.
В 1830 году Дмитриев выпустил первый сборник «Стихотворения», в который помимо элегий, басен, переложений псалмов вошли переводы Шиллера, Гёте, Маттиссона.
Творческими удачами Дмитриева-переводчика считаются переводы Горация «Наука поэзии, или Послание к Пизонам» (1853) и «Сатиры Квинта Горация Флакка» (1858). Также он переводил стихотворения Ж.Делиля и басни Ж.Флориана. А его мемуарная книга «Мелочи из запаса моей памяти» (1854) даёт ценную картину московского литературного быта первой трети 19 века.
В 1847 году Дмитриев вышел в отставку и последние двадцать лет жизни полностью посвятил литературе. Он называл себя «антикварием литературных наших дел» и ценность своих литературных работ видел прежде всего в том, что они являются историческими свидетельствами:
Следа я в мире не оставил,
Но мир оставил след во мне!
Что он порочил, что он славил,
То наблюдал я в тишине!
Умер Михаил Александрович Дмитриев после тяжелой и продолжительной болезни (5) 17 сентября 1866 года в Москве, похоронен на кладбище Данилова монастыря.
Анатолий Кони
российский государственный деятель, юрист
- 9 февраля 1844 177 лет назад
- 17 сентября 1927 94 года назад
Портрет Анатолия Кони работы художника И.Репина (фрагмент)
Анатолий Федорович Кони родился (28 января) 9 февраля 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был редактором журнала «Пантеон». Первоначальное образование Кони получал дома, а в 10 лет был определен в школу при церкви Св.Анны. В этой школе он проучился 3 года, а затем был принят в 4 класс Александровской гимназии.
Через два года Кони сдал экзамены за весь курс гимназии экстерном и решил поступить в университет на математический факультет. Но из-за студенческих волнений Петербургский университет был закрыт властями. Поэтому в 1862 году Кони поступил в МГУ, но уже на юридический факультет. В 1865 году он окончил его и получил степень кандидата права. Кони был назначен прокурором окружного суда, а вскоре стал его председателем.
В последующие годы Кони занимал различные государственные посты – был обер-прокурором кассационного департамента Сената, сенатором уголовного кассационного департамента Сената. В области общественного и государственного строя он придерживался умеренно-либеральных взглядов, был сторонником демократических принципов судопроизводства (суда присяжных, гласности судебного процесса и т.д.).
В 1878 году Кони был председательствующим в громком судебном заседании по делу Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Благодаря Анатолию Кони, его блестящей речи в защиту подсудимой, присяжные заседатели вынесли оправдательный вердикт Засулич. Этим самым Кони вызвал недовольство властей и был переведен на низшую должность.
В 1900 году Кони прекратил свою работу в суде и начал заниматься преподавательской деятельностью. Через несколько лет премьер-министр П.А. Столыпин предложил Кони пост министра юстиции, но он отказался, хотя входил в состав Государственного совета, принимал участие в работе законодательной комиссий по подготовке многочисленных законов и положений, был членом и председателем Петербургского юридического общества.
После Октябрьской революции 1917 года Кони занимался в основном литературной и преподавательской деятельностью – был профессором уголовного судопроизводства в Петроградском университете (1918-1922), выступал с лекциями в различных организациях и культурно-просветительных учреждениях. Его литературное наследие – это несколько томов ценнейших записок и воспоминаний, а также сборники очерков и статей.
Анатолий Федорович Кони скончался от пневмонии 17 сентября 1927 года в Ленинграде.
Фридрих Адольф Панет
немецкий химик и геохимик
- 31 августа 1887 134 года назад
- 17 сентября 1958 63 года назад
Фридрих Адольф Панет
Фридрих Адольф Панет (нем. Friedrich Adolf Paneth) родился 31 августа 1887 года в Вене. Учился в университетах Мюнхена, Глазго и Вены. В 1910 году получил звание доктора философии. С 1912 по 1918 год работал в Радиевом институте в Вене, преподавал в Пражском технологическом институте.
Начиная с 1913 года преподавал и работал в различных университетах – Манчестерском, Берлинском, Гамбургском, университете Глазго и Кёнигсберга. После прихода к власти нацистов Панет эмигрировал в Англию. Здесь в период с 1933 по 1938 годы преподавал в Имперском колледже науки и технологии.
В 1943-1945 годах Панет возглавляет химический отдел Объединенной Британско-Канадской комиссии по атомной энергии в Монреале. С 1953 года – директор Химического института Макса Планка в Майнце.
Основные работы относятся к радиохимии и неорганической химии. В 1913 году совместно с Д. Хевеши Панет предложил метод радиоактивных индикаторов (метод меченых атомов).
В том же году совместно с К. Фаянсом сформулировал правило соосаждения радиоактивных элементов из растворов (правило Панета – Фаянса).
В период с 1917 по 1929 годы Панет разрабатывал прецизионный метод определения следовых количеств гелия. В результате этих исследований ему впервые удалось установить абсолютный возраст метеоритов и горных пород. Изучением метеоритов Панет занимался до конца своей жизни.
Фридрих Панет скончался 17 сентября 1958 года в Вене.
Карл Поппер
австрийский и британский философ и социолог
- 28 июля 1902 119 лет назад
- 17 сентября 1994 27 лет назад
Карл Поппер
Сэр Карл Рэймонд Поппер стоит в ряду наиболее влиятельных философов науки 20 столетия. Его концепция о соперничающих теориях сравнима с «дарвинистской теорией эволюции, когда в ходе селекции» выбирается наиболее приспособленный представитель рода.
Карл Рэймонд Поппер (нем. Karl Raimund Popper) родился 28 июля 1902 года в Австрии. Он поступил в Венский университет в 1918 году, где изучал математику и теоретическую физику.
Поппер стал одним из первых сотрудников педагогического института при Венском университете, благодаря чему познакомился с К.Бюлером, который впоследствии был научным руководителем его диссертации по проблеме метода в психологии.
В 1937 году угроза нацизма побудила его покинуть Вену. Он переезжает в Новую Зеландию, где работает преподавателем философии в университете Кентербери. Вскоре Поппер получает британское подданство и в 1946 году перебирается в Лондон, где до середины 1970-х годов работает профессором Лондонской школы экономики и политических наук.
Именно в это время им был написан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, «Открытое общество и его враги», в котором анализировались скрытые тоталитаристские мотивы в учениях Платона, Гегеля и Маркса. Эта книга, которую Поппер называл своим «вкладом в военные действия», создала ему репутацию всемирно известного философа.
С 1976 года Поппер – член Лондонского королевского общества. В 1982 году ему был присвоен орден Кавалеров почета, в 1984 году он становится лауреатом Премии Алексиса Токвиля, а в 1992 – лауреатом Премии Киото. Также он был посвящен в рыцари.
Умер Карл Поппер 17 сентября 1994 года в Лондоне.
Владимир Басов
советский кинорежиссер, актер, сценарист, Народный артист России
- 28 июля 1923 98 лет назад
- 17 сентября 1987 34 года назад
Владимир Павлович Басов в фильме «Приключения Буратино» (1975)
Басов был необыкновенным режиссером. В отличие от коллег, он никогда не пребывал в вынужденном творческом простое, его картины не ложились «на полку». Он работал быстро, продуктивно и все это делал с легкостью. Его подход отличался реалистичностью, ему присуща спокойная, повествовательная интонация при внутреннем драматическом напряжении.
Владимир Павлович Басов родился 28 июля 1923 года в селе Уразово Воронежской губернии. В годы Великой Отечественной войны он ушел на фронт, дослужился до капитана. Но о войне говорить не любил.
После окончания в 1952 году режиссёрского факультета ВГИКа, Басов стал режиссером и актером киностудии «Мосфильм». Его дебютом в режиссуре стала экранизация спектакля «Нахлебник» в 1953 году совместно с М.Корчагиным, а первая самостоятельная работа – фильм «Школа мужества».
В последующие годы Владимир Павлович снимал много, его фильмы выходили один за другим – «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Золотой дом» и другие. Одна из лучших его картин – «Щит и меч» (1968).
Наиболее значительные работы Владимира Павловича, как режиссера, связаны с экранизацией русской классики и произведений советской литературы – «Битва в пути», «Тишина», «Дни Турбиных», «Семь криков в океане», «Метель», «Опасный поворот» и другие.
В ряде своих фильмов Басов выступал не только как режиссер и актер, но и как автор или соавтор сценариев. Его творчество было разнообразно по тематике и жанрам – от историко-революционных фильмов до приключенческих и комедийных лент. Во многих своих картинах он снимал свою жену – В.Титову.
Но для большинства зрителей Басов, прежде всего, – актёр, и в основном – комедийный. Как киноактёр он дебютировал в эпизодической роли в картине «Школа мужества» (1954). Вообще он снялся более чем в 80 фильмах. Яркий, характерный и непредсказуемый – он сыграл в таких известных лентах, как «Я шагаю по Москве», «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена», «Москва слезам не верит», «Ищите женщину»…
На его счету роли не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссёров. Великолепные актёрские данные Владимира Павловича использовались режиссёрами в самых разных жанрах. Особенно стоит отметить его незабываемые роли в детских фильмах и сказках – «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «Про Красную Шапочку»…
Басов всегда много и увлеченно работал, только с середины 1970-х годов его творческая активность заметно упала, и в течение нескольких лет он ничего не снимал. Его подвело здоровье – случился инсульт. Но в 1980 году он вновь вернулся в режиссуру и снял фильм «Факты минувшего дня», который стал одной из последних работ мастера. В апреле 1983 года он вновь тяжело заболел и практически не мог двигаться. Лишь через год он нашел силы для съемок фильма «Время и семья Конвей». В жизни Владимира Павловича это был последний триумф.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, лауреат различных международных кинофестивалей и Государственной премии им.братьев Васильевых – Басов награжден орденом Красной Звезды, а также медалями.
Владимир Павлович был трижды женат. Все его жены актрисы: Р.Макагонова, Н.Фатеева, В.Титова. От трех браков у него трое детей: два сына и дочь.
Умер Владимир Павлович Басов 17 сентября 1987 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
Юрий Визбор
советский бард, киноактер, журналист, писатель, сценарист
- 20 июня 1934 87 лет назад
- 17 сентября 1984 37 лет назад
Юрий Визбор
Он был талантлив во всем, за что брался. Бард, киноактер, журналист, писатель, сценарист, художник, спортсмен-альпинист — все было ему по плечу. Песни его авторства любимы и известны до сих пор, и именно Визбором создан новый жанр — песня-репортаж. По его сценариям снято несколько фильмов, а актерская фильмография включает полтора десятка картин. В память о Визборе проходят фестивали и концерты — а значит, он жив в сердцах тех, кто его любит и помнит.
Юрий Иосифович Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве. В раннем возрасте он мечтал стать летчиком или футболистом. С девятого класса Визбор начал ходить в московский аэроклуб, где отучился два года и летал на По-2 и Як-18. Впоследствии многие свои произведения он посвятит футболу и «небу».
Свое первое стихотворение Юрий написал в возрасте 14 лет. В 1951 году Визбор, окончив школу, поступает в пединститут. В том же году он сочинил свою первую песню «Мадагаскар». Во время учебы в институте он написал десятки песен, в том числе гимн МГПИ-МПГУ.
После окончания института работал учителем средней школы — преподавал русский язык и литературу. В октябре 1955 года был призван в ряды Советской Армии. В период службы Визбор сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в окружной военной газете.
В октябре 1957 года демобилизовался в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В 1962 году принял участие в создании радиостанции Юность.
В конце 1950-х годов песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сперва в Москве, а затем и по всей стране.
Одним из серьёзнейших увлечений Юрия Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.
Всего им написано более трех сотен песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. Кто хоть раз не слышал его песню «Милая моя»: Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою… И, конечно же, такие известные песни: «Ходики», «Леди», «Перевал», «Ты у меня одна», «Бригантина», «Домбайский Вальс», «Сорокалетие», «Серега Санин», «Давайте прощаться, друзья», «Кандалакша» и многие другие.
17 сентября 1984 года Юрий Визбор скончался в Москве после тяжелой болезни, был похоронен на московском Новокунцевском кладбище.
Леонид Марягин
советский и российский кинорежиссер и сценарист, Народный артист России
- 26 февраля 1937 84 года назад
- 17 сентября 2003 18 лет назад
Леонид Георгиевич Марягин
Леонид Георгиевич Марягин родился 26 февраля 1937 года в Москве. Детство его прошло в Орехово-Зуево. Окончив школу, Леонид едет покорять столицу – пытается поступить во ВГИК, но не проходит по конкурсу. Тогда Михаил Ромм берет его вольнослушателем в свою мастерскую. Одновременно Леонид работает лаборантом, затем – ассистентом Ромма на съемках.
После того как Ромм ушел из ВГИКа, Марягин тоже бросил учебу. Намного позже, в 1966 году он оканчивает ЛГИТМИК по специальности режиссура. Но до этого были служба в армии (военно-морской флот), работа на разных киностудиях, в том числе на киностудии имени М.Горького и «Мосфильме». Леонид написал сценарии для более чем 30 сюжетов популярного в те годы сатирического киножурнала «Фитиль».
В 1966 году Марягин дебютировал как режиссер с фильмом «Про Клаву Иванову». Широкую зрительскую любовь получила кинолента «Вас ожидает гражданка Никанорова», снятая в 1978 году. За фильмы «Моя улица» в 1971 году и «Двое в пути» в 1974 году режиссер получил призы на международном телефестивале в Праге.
Начиная с 1990-х годов Марягин ставил фильмы исторической тематики: «Враг народа – Николай Бухарин» (1990), «Троцкий» (1993), «101-й километр» (2001), сценарии к которым он написал сам. В 1998 году ему было присвоено звание Народного артиста России.
Премьеру своего последнего фильма «Здравствуй, столица» Леонид Марягин не увидел – 17 сентября 2003 года он скончался в Москве, был похоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище.