17 Марта ушли из жизни

17 Марта ушли из жизни

Марк Аврелий
римский император (161-180), философ
26 апреля 121 — 17 марта 180
1896 лет назад 18367 лет назад

Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Его называют философом на троне. После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен.

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus) родился 26 апреля 121 года. Он вырос в Риме в кругу, близком к императору Адриану. После смерти отца, в 138 году он был усыновлен Антонином Пием, который правил в 138-161 годах.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца. После его смерти Аврелий первое время правил совместно с Луцием Веером, умершим в 169 году. Став единовластным владыкой Римской империи, он подобно Пию опирался на сенаторское сословие и во внутренней политике стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата.

Марк Аврелий известен как высоконравственный, гуманный, хорошо образованный человек. По своим философским взглядам был убежденным и непреклонным стоиком, ненавидевшим насилие и войны, но по иронии судьбы беспрерывно воевавшим.

В 162-166 годах, после вторжения парфян в Сирию, Марк Аврелий вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии; в 166-180 – Маркоманскую войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Постоянные войны привели к ослаблению империи, вызвали эпидемии и обнищание населения.

Будучи последователем стоической школы, Аврелий в философском сочинении «Наедине с собой» выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в возможность совершенствования политического строя.

Умер Марк Аврелий 17 марта 180 года от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).

Франсуа Ларошфуко
французский писатель-моралист
15 сентября 1613 — 17 марта 1680
404 года назад 337 лет назад

Франсуа Ларошфуко родился 15 сентября 1613 года в Париже, в семье герцога. До смерти отца (1650) носил титул «принц де Марсийак». Происхождение предопределило его дальнейшую судьбу, бросив в самую гущу дворцовых интриг.

Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи. Он оказался в политической партии, враждебной кардиналу Ришелье, и был вынужден примкнуть к Фронде – широкому общественному течению против абсолютизма, существовавшему в 1648-1653 годах и состоявшему из представителей разных сословий, во главе с принцем Конде.

Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам Лафайет. В 1665 году он опубликовал, ставшие впоследствии очень популярными, «Размышления, или Моральные изречения», более известные как «Максимы». В последующие годы вышло пять переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех «Максим» на протяжении нескольких лет объясняется афористической четкостью мышления автора.

Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной его афоризм: «Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов.

Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет преимущественно в виду людей своего круга, общий тон его афоризмов – крайне ядовитый. Особенно удаются ему жестокие определения, меткие и острые как стрела, например, изречение: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания… других людей».

Не менее важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (1662), ценнейший источник о временах Фронды. Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял именно из этого произведения Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» автор выведен под своим прежним титулом – принц де Марсийак.

Умер Франсуа де Ларошфуко в Париже 17 марта 1680 года.

Джованни Перголези
итальянский композитор, скрипач и пианист
4 января 1710 — 17 марта 1736
307 лет назад 281 год назад

Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия – Драги) родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона, Италия). Едва достигнув 13 лет, он поступил в неаполитанскую консерваторию, где учился игре на скрипке у Доменико Маттеи, по композиции у Гаэтано Греко, а когда последний умер, его заменил Франческо Дуранте.

Будучи еще учеником консерватории, Перголези в 1731 году сочинил духовную драму под названием «Святой Вильгельм Аквитанский», исполненную с успехом в монастыре Санта Агнесса Маджоре. Посредственный успех следующих сценических опусов охладил интерес Перголези к театру – он на некоторое время перестал сочинять драматическую музыку и начал писать инструментальные вещи.

В короткое время им было написано 33 трио для двух скрипок и баса, великолепная десятиголосная двуххорная Месса и Магнификат, принесшие ему всемирную славу. Но жажда славы оперного композитора снова потянула Перголези к сочинению опер, и он написал для неаполитанской сцены оперу «Служанка-госпожа», текст которой был переведен на французский язык. Этим произведением он открыл двери итальянским операм на парижскую сцену и направил вкус французской публики на итальянскую музыку.

«Служанка-госпожа» выдержала в Париже 190 представлений. Перголези был назначен регентом капеллы Санта Мария в Лорето. Еще больший успех ему принесли комические оперы «Влюбленный монах» и «Маэстро музыки».

Вскоре Перголези перешел опять к сочинению духовной музыки. Его «Stabat Mater» и «Salve Regina» принадлежат к числу знаменитейших произведений в сфере церковной музыки.

Несмотря на творческие успехи, Перголези был нервный и болезненный; на двадцать шестом году жизни он заболел чахоткой и вынужден был уехать в Поццуоли, близ Неаполя, где и умер 17 марта 1736 года.

Его почитатели горячо сожалели о столь ранней утрате, ценя несравненный талант композитора. Несколько лет подряд произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквях Италии исполнялась его духовная музыка.

Николай Уткин
русский художник, искусный гравер
19 мая 1780 — 17 марта 1863
237 лет назад 154 года назад

Николай Иванович Уткин родился (8) 19 мая 1780 года в Твери. Он был внебрачным ребенком сенатора М.Н. Муравьева. Мать его, дворовую девушку, выдали замуж за камердинера И.С. Уткина. Вскоре после рождения будущего художника семья переехала в Петербург, где в 1785 году пятилетний мальчик получил «вольную» и был определен в училище при Академии художеств (АХ).


Гравированный портрет А.С. Грибоедова

Гравировальный класс, в который поступил Уткин, возглавлял известный мастер И.Клаубер. Именно он выработал в юном воспитаннике твердость руки, умение «тянуть штрих». Уткин закреплял полученные навыки, гравируя произведения западноевропейских мастеров и гипсовые слепки с античных статуй. За гравирование серии «антиков» в 1800 году был удостоен «аттестата со шпагой» и малой золотой медали, что давало ему право остаться в АХ еще на три года для выполнения программы на большую золотую медаль.

В этот период художник создал гравированный портрет своего деда Н.А. Муравьева (1801), который одновременно приходился дедом и будущим декабристам Муравьевым. К ученическому периоду относятся и два вполне совершенных рисунка: портрет М.Н. Муравьева (1803), отца художника, выполненный с оригинала Ж.-Л. Монье и предназначенный для гравирования, а также портрет Александра I (около 1801), сделанный с оригинала П.-Э. Рокштуля.

В 1802 году за работу «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне», Уткин был удостоен большой золотой медали, а в 1803 году отправлен в Париж. Пребывание во Франции затянулось более чем на десять лет. За это время художником была выполнена серия гравюр с картин западноевропейских мастеров, за которую Парижская академия искусств удостоила его золотой медали, а Петербургская АХ присвоила звание назначенного.

В 1814 году художник вернулся в Петербург. В этот период Уткин выполнил акварельные портреты С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, И.Д. Якушкина, К.Н. Батюшкова. С 1816 года художник получил звание профессора АХ и возглавил гравировальный класс.

Портретная гравюра стала основным видом творчества художника, и в этой области он был непревзойденным мастером.

Музейная деятельность Уткина составляет особую страницу его биографии. Он был хранителем собрания эстампов Эрмитажа в течение сорока трех лет (1817-1860), при этом не оставляя педагогической деятельности.

Умер Николай Иванович Уткин (5) 17 марта 1863 года в Петербурге.

Николай Жуковский
российский ученый в области механики, основоположник аэродинамики как науки
17 января 1847 — 17 марта 1921
170 лет назад 96 лет назад

Николай Егорович Жуковский родился (5) 17 января 1847 года в селе Орехово (ныне Владимирской области), в семье инженера-путейца. В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.

С 1870 года он начал преподавательскую деятельность. В 1876 году защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Жуковскому была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский работал до конца жизни.

В 1902 году под руководством Николая Егоровича при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория.

Во время Первой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов. После Октябрьской революции Жуковский и руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания советской авиации.

В декабре 1918 года Советским правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен.

Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

Николай Егорович Жуковский умер 17 марта 1921 года в Москве. Его работы заложили основы единой научной дисциплины – экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей огромное влияние на развитие авиации.

Ирен Жолио-Кюри
французский физик, Нобелевский лауреат
12 сентября 1897 — 17 марта 1956
120 лет назад 61 год назад

Ирен Жолио-Кюри родилась 12 сентября 1897 года в Париже. В ранние годы Ирен воспитывал дед по линии отца – врач Эжен Кюри, так как мать, Мария Склодовская-Кюри, открыла радий, когда Ирен был один год и не могла заниматься её воспитанием из-за интенсивной научной работы.

Образование Ирен получила в Сорбонне. По окончании войны она стала работать ассистентом-исследователем в Институте радия, который возглавляла её мать, a c 1921 года начала проводить самостоятельные исследования. Её первые опыты были связаны с изучением радиоактивного полония – элемента, открытого её родителями более чем 20 годами ранее.

Поскольку явление радиации было связано с расщеплением атома, его изучение давало надежду пролить свет на структуру атома. В 1925 году Ирен Кюри была присуждена докторская степень.

Самое значительное из проведенных ею исследований началось несколькими годами позже, после того как в 1926 году она вышла замуж за своего коллегу, ассистента Института радия Фредерика Жолио. Проводя совместные исследования, Жолио-Кюри получили много новых радиоактивных элементов.

В 1935 году Ирен Жолио-Кюри и Фредерику Жолио совместно была присуждена Нобелевская премия по химии за выполненный синтез новых радиоактивных элементов. Во вступительной речи от имени Шведской королевской академии наук Пальмайер напомнил Ирен о том, как 24 года назад Нобелевскую премию по химии получала её мать. «В сотрудничестве с вашим мужем, – сказал Пальмайер, – вы достойно продолжаете эту блестящую традицию».

Через год после получения Нобелевской премии Ирен стала полным профессором Сорбонны, где читала лекции начиная с 1932 года. Она также сохранила за собой должность в Институте радия и продолжала заниматься исследованиями радиоактивности.

В 1946 году Жолио-Кюри была назначена директором Института радия. Кроме того, с 1946 по 1950 годы она работала в Комиссариате по атомной энергии Франции. Всегда глубоко озабоченная проблемами социального и интеллектуального прогресса женщин, она входила в Национальный комитет Союза французских женщин и работала во Всемирном Совете Мира.

К началу 1950-х её здоровье стало ухудшаться, вероятно, в результате полученной дозы радиации.

Ирен Жолио-Кюри умерла в Париже 17 марта 1956 года от острой лейкемии.

Лукино Висконти
итальянский режиссер театра и кино, сценарист, один из основоположников неореализма
2 ноября 1906 — 17 марта 1976
111 лет назад 41 год назад

Знаменитый режиссер, имя которого вошло в золотой фонд мировой культуры, один из основоположников неореализма – Лукино Висконти всю свою жизнь был убежденным марксистом и антифашистом. Большинство работ мастера посвящено проблемам человека и его времени, а главная тема – конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности. В целом же творчество Висконти отличается масштабностью тем и социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой внутренней связью с традициями итальянской и мировой литературы.

Лукино Висконти ди Модроне (итал. Luchino Visconti di Modrone) родился 2 ноября 1906 года в Милане, в аристократической семье. Его отец носил титул герцога Висконти ди Модроне. Потомок знатного рода Лукино получил соответствующее воспитание. С детства он увлекался музыкой и театром, его любимым писателем был Шекспир.

В конце 1930-х годов Висконти уехал в Париж, где, познакомившись с Жаном Ренуаром, начал работать в кино – был его ассистентом на съемках фильмов «Загородная прогулка», «На дне» и «Тоска». В Италии входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, а также выступал в киножурналах антифашистской направленности.
В годы Второй мировой войны он сблизился с итальянскими коммунистами, участвовал в Движении Сопротивления и даже был арестован гестаповцами по подозрению к организации антифашистского заговора в Риме и чудом избежал расстрела.

Первой самостоятельной режиссерской работой Висконти стал полнометражный фильм «Одержимость» (1942), снятый по роману Д.М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды», который считается предвестником неореализма. Тогда же режиссер входит в кружок передовых итальянских кинематографистов и литераторов, где окончательно сформировались его эстетические взгляды, а в журнале «Чинема» он печатает ставшие классикой теории кино статьи «Трупы» (1941) и «Антропоморфическое кино» (1943).

В 1945 году Висконти участвует в создании совместного (вместе с Джузеппе Де Сантисом и другими режиссерами) документального фильма «Дни славы» об освобождении Италии от режима Муссолини. Следующим же полнометражным фильмом режиссера стала картина «Земля дрожит» (1948), снятая на Сицилии в подлинных интерьерах, с участием непрофессиональных актеров. Фильм произвел настоящий фурор в Италии, а Висконти был признан одним из гуру итальянского неореализма.

Отойдя от пролетарской тематики, режиссер снял ряд фильмов на современные сюжеты, среди которых: «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960), «Туманных звезд Большой Медведицы» (1965), «Семейный портрет в интерьере» (1974). Среди других известных его работ: «Заметки о происшествии» (1951), «Белые ночи» (1957), «Посторонний» (1967), а первый цветной фильм Висконти – «Чувство» (1954) – опередил возникновение национального исторического кино.

Этапной в творчестве режиссера стала масштабная экранизация романа Лампедуза «Леопард» (1962). Этот фильм считается вершиной творчества Висконти, за который он в 1963 году был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. В числе же наиболее спорных работ режиссера – фильмы «германской трилогии»: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971) и «Людвиг» (1973). Во многих своих лентах он выступил и в качестве сценариста. Последний фильм Висконти «Невинный» (1976), вышел уже после его смерти.

Параллельно с работой в кино, Лукино был известен и как театральный режиссер. Еще в 1940-х годах он начинает ставить драматические и оперные спектакли на сценах разных театров. Среди наиболее заметных его постановок – спектакли: «Смерть коммивояжера» и «Вид с моста» А.Миллера, «Три сестры» и «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Трудные родители» Ж.Кокто, «Пятая колонна» Э.Хемингуэя, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Трамвай „Желание«» Т.Уильямса, «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, «Двое на качелях» У.Гибсона, а также оперы: «Травиата» и «Трубадур» Дж.Верди, «Ариальда» Тестори, «Весталка» Спонтини. Среди любимых опер режиссера – «Дон Карлос» и «Макбет».

Всего он поставил 66 театральных спектаклей, в том числе – 44 драматических, 2 балетных и 20 оперных, многие из которых вошли в золотой фонд итальянского театра. А несколько фильмов Висконти были отмечены призами различных МКФ. Также он является обладателем премии «Оскар» за фильм «Гибель богов».

Умер великий режиссер Лукино Висконти 17 марта 1976 года в Риме.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments