17 Февраля нас покинули…

17 Февраля нас покинули…

Джордано Бруно

итальянский философ и поэт

  • ?
  •  — 
  • 17 февраля 1600                    421 год назад

Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Трагическая смерть на костре сделала его мучеником за свободу мышления.

Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno, настоящее имя – Филиппо) родился в семье солдата в местечке Нола недалеко от Неаполя в 1548 году. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 году вступил в доминиканский орден; в 1572 году стал священником.

Обвиненный в ереси в 1576 году, бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы.

В 1592 году по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593 году, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии. Осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей.

Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600 года.

Среди ранних сочинений Бруно – комедия, несколько трактатов, диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе «О причине, начале и едином» (1584).

Космология Бруно изложена в его работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор.

Жан Мольер

французский драматург-комедиограф и актер

  • 15 января 1622                       399 лет назад
  • 17 февраля 1673                     348 лет назад

Жан МольерЖан Мольер

Он оставил богатое наследие: «Школа жен», «Школа мужей», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена»… Эти и другие пьесы Мольера до сих пор ставятся на театральных сценах.

Жан Мольер (фр. Jean Molière), великий французский драматург-комедиограф и актер, родился 15 января 1622 года в Париже, в семье королевского обойщика, мебельщика и камердинера Жана Поклена. Настоящее имя и фамилия – Жан-Батист Поклен (фр. Jean-Baptiste Poquelin).

В 1639 году окончил Клермонский колледж, получив юридическое образование, но решил посвятить себя театру. В 1643 году вместе с несколькими актерами Жан-Батист организовал в Париже «Блистательный театр». В 1644 году актер Жан-Батист Поклен впервые вышел на сцену под псевдонимом Мольер. Устаревший репертуар не имел успеха, и Мольер покинул Париж.

В 1645 году начались его выступления в провинции, длившиеся до 1658 года. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. К этому периоду относятся первые комедии Мольера.

В 1658 году труппа, пользовавшаяся большим успехом в провинции, вернулась в Париж. Первый же спектакль в королевском дворце вызвал благосклонность Людовика XIV. Король предоставил труппе придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.

С момента водворения Мольера в Париже начинается период его активнейшей драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За 15 лет (1658–1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие за немногими исключениями ожесточенные нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Умер Жан Мольер 17 февраля 1673 года в Париже

Иоганн Песталоцци

швейцарский педагог

Иоганн ПесталоцциИоганн Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi), один из основоположников дидактики начального обучения, родился 12 января 1746 года в Цюрихе. Окончив два курса коллегиума Каролинум, возглавлял Учреждение для бедных в Нёйхофе (1774-1780), приют для сирот в Станце (1798-1799), институты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).

Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826).

Именно в этих произведениях в конце 18 века впервые были внятно сформулированы те принципы воспитания и образования детей, которые по сей день считаются основополагающими:
– учить надо всех – и богатых, и бедных;
– бедные не глупее, чем богатые;
– воспитывать надо не словом, а делом;
– главная цель: привести в движение присущее человеку от природы стремление к деятельности;
– и, наконец: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения».

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

На закате своей жизни Песталоцци осознал, что его педагогические принципы несомненны, но опыты приложения их на практике менее совершенны, чем он предполагал. Он надеялся, что недостатки его системы будут устранены его учениками. И действительно некоторые из его последователей (Шмид, Тиллих, Тюрк и особенно Дистервег) вложили много труда в обработку системы великого учителя.

Умер Иоганн Песталоцци 17 февраля 1827 года в Бругге.

Генрих Гейне

немецкий поэт, публицист, критик

Генрих ГейнеГенрих Гейне

Христиан Иоганн Генрих Гейне (нем. Christian Johann Heinrich Heine) родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне либералом в традициях Французской революции.

Полученное им смешанное образование способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 году; первый сборник вышел в свет в 1821 году, а за ним — первый стихотворный цикл «Лирическое интермеццо» (1823). Попробовал он свои силы и в политической публицистике. Первый из четырех томов его «Путевых картин» (1826) принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Отныне Гейне был профессиональным литератором.

В мае 1831 года он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии.

В 1834 году Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 году они поженились.

В 1835 году в Пруссии рейхстаг запретил произведения Гейне в ряду политически прогрессивных авторов. Он продолжает работать над публицистикой, но все более делает упор на стихи.

К 1844 году здоровье поэта было сильно подорвано. Семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844 году, обострили болезнь, которая в 1848 году приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельство чему – «Романсеро» (1851) и «Стихотворения 1853 и 1854 годов», за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Как поэт-лирик Гейне достиг непревзойденного мастерства.

Умер Генрих Гейне в Париже 17 февраля 1856 года.

Ефим Волков

русский художник-пейзажист, академик

Ефим Волков (Портрет работы А.В. Маковского, 1914)Ефим Волков (Портрет работы А.В. Маковского, 1914)

Произведения русского живописца Ефима Волкова украшают коллекции многих музеев. Кроме Третьяковки, их можно увидеть в галереях Воронежа и Иркутска, Казани и Нижнего Новгорода, Омска и Ярославля. Работы Волкова есть и в Киевском музее русского искусства.

Ефим Ефимович Волков родился в Санкт-Петербурге (23 марта4 апреля 1844 года. Отец будущего художника, работавший фельдшером, отдал сына на обучение в частный пансион, а затем во Введенческую гимназию.

До того, как посвятить свою жизнь искусству, Волков в течение некоторого времени трудился в качестве канцелярского чиновника в Министерстве юстиции. После службы в Департаменте государственных имуществ он вышел в отставку губернским секретарем.

Во времена учебы в Императорской академии художеств, куда Волков поступил в 1866 году, он без устали совершенствовал умение писать с натуры. В 1870 году, после того, как художник представил на выставку выполненный в графике «Вид в окрестностях Петербурга», академия присвоила ему звание неклассного художника. Вскоре Волков решает покинуть академию, чтобы вплотную заняться живописью.

В 1871 году Волков создал «Болото осенью», представленное на выставке Общества поощрения художеств и вызвавшее большой отклик у посетителей и критиков. Картину отправили на Всемирную выставку в Лондон, где художнику присудили бронзовую медаль.


«Болото осенью» (1871)

Впоследствии в числе наиболее известных и признанных работ вошли полотна «На базаре», «В лесу. По весне», «На рассвете», «Тихий день», «Ранний снег» и ряд других.

Весной 1879 года Ефима Волкова избирают в члены Товарищества художников-передвижников. С этого момента свои произведения художник экспонирует исключительно на выставках этого творческого сообщества.

На многих картинах художника можно увидеть простых людей, крестьян, запечатленных в своей среде обитания и на фоне природе. Репродукции картин Волкова, который стал широко известен в период 1880-1890 годов, многократно печатались в популярных столичных изданиях.

После трагической гибели дочери в творчестве Ефима Волкова стали появляться темы монахов и старцев. Изображая тех, кто пытается убежать от испытаний реального мира, художник пытался пережить боль в своей душе.


«Ранний снег» (1883)

В 1895 году Волкова избрали в действительные члены Академии художеств, а четыре года спустя ему присудили звание академика, отметив заслуги «на художественном поприще». На выставке, открывшейся в залах Императорской академии художеств в начале 1902 года, были представлены свыше четырехсот произведений Волкова, написанные в период 1875-1901 годов.

Волковым было создано немало графических работ, в том числе «Дорога в деревне», «Набережная на Васильевском острове» и «Охотник с собакой». Кроме того, широкую известность получили иллюстрации к стихотворению Михаила Лермонтова «Отчизна».

Скончался Ефим Ефимович Волков 17 февраля 1920 года в Петрограде.

Анастасия Вяльцева

русская эстрадная певица

Анастасия ВяльцеваАнастасия Вяльцева

Анастасия Дмитриевна Вяльцева, русская певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты, родилась (1) 13 марта 1871 года в Орловской губернии, в бедной простой семье.

С восьми лет она работала в Киеве ученицей в мастерской дамского платья, помощницей горничной в гостинице. С тринадцати лет – статистка в балетной труппе, с шестнадцати – хористка в опереточной антрепризе. В 1897 году в московском «Эрмитаже» уже исполняла ведущие партии в «Периколе», «Малабарской вдове», «Прекрасной Елене».

После успешного выступления с сольной программой романсов (1897) Вяльцева начала концертировать. Первая ее большая поездка (Орел, Курск, Киев, Харьков, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону) состоялась в 1902 году, и с тех пор гастроли стали ежегодными. Анастасия Вяльцева объехала всю страну, на концертах бисировала, не жалея себя. Пела в операх «Кармен», «Самсон и Далила», «Миньон», поставленных для нее в петербургском «Буффе», но звание «несравненной» принесли ей романсы.

Она создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора А. Таскина и других малоизвестных авторов: Н. Зубова (автор вяльцевского шлягера «Под чарующей лаской твоею», «Опьянела»), М. Штейнберга («Гайда тройка», «Я вас ждала»).

Сияющая улыбка, густой, оригинальный тембр голоса, таивший, по словам современника, «странный наркотический аромат», утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. Великолепная фразировка, точная интонация, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех непритязательным в поэтическом и музыкальном отношении песням: «Тебя не вырвут у меня», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Ах, да пускай свет осуждает» и др.

Анастасия Вяльцева гордилась, что она, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов.

Умерла Анастасия Дмитриевна Вяльцева в Санкт-Петербурге (4) 17 февраля 1913 года в расцвете сил от болезни крови.

Искусство Вяльцевой нашло своеобразное продолжение в творчестве А.Вертинского.

Вера Холодная

русская актриса немого кино

Вера ХолоднаяВера Холодная

Вера Васильевна Холодная (в девичестве Левченко) родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Родители ее были интеллигентными и образованными по тому времени людьми. Вскоре семья перебирается из Полтавы к родителям жены в Москву. Бабушка Екатерина Андреевна берет воспитание девочки на себя. Вера росла очень спокойным и домашним ребенком, это была обыкновенная девочка из благородной семьи.

У нее рано открылся настоящий талант балерины, и Вера поступает в балетное училище Большого театра. Она подает большие надежды, но бабушка не допускает мысли о карьере танцовщицы для девочки из порядочной семьи. Училище не было закончено.

В 1910 году Верочка оканчивает гимназию и выходит замуж за молодого юриста Владимира Холодного, с которым знакомится на выпускном вечере. Началась обычная жизнь замужней дамы. Она музицировала, играла в теннис, принимала гостей.

В 1912 году в семье появляется дочь Евгения. В 1914 году начинается война, мужа призывают в армию, и на руках Веры Васильевны остаются мать с двумя маленькими сестренками, родная дочка Женечка и приемная – Нона. Вера вынуждена искать работу, она идет на киностудию и уговаривает режиссера В.Гардина дать ей маленькую роль в его фильме «Анна Каренина».

Вера Холодная получает роль кормилицы, но все кончается плачевно, и режиссер, чтобы избавиться от нее, дает ей рекомендательное письмо к Е.Ф. Бауэру в ателье Ханжонкова. Он-то и снимает Веру в фильме «Песнь торжествующей любви» по повести И.С. Тургенева, который приносит актрисе славу. О ней много говорят и пишут, с восторгом отзываются о ее таланте. Ателье Ханжонкова работает в бешеном темпе. Всего за один год Вера Холодная снимается в 13 лентах и становится самой популярной актрисой.

В 1915 году Вера Васильевна уезжает к раненому мужу на фронт. Выхаживает его, буквально возвращая к жизни. Вернувшись в Москву, Холодная опять начинает каждодневные съемки – она должна поддерживать свою популярность. Работает она уже с режиссером П.Чардыниным. Он снимает с участием Веры Холодной нашумевшую ленту «У камина», затем продолжение – «Забудь про камин – в нем погасли огни». Успех был ошеломляющим.

Однажды солдат принес ей письмо с фронта от мужа. Так она познакомилась с Александром Вертинским и помогла ему устроиться в Театр миниатюр. Позднее Александр посвятил ей множество великолепных песен.

Однажды в Одессе на натурных съемках она заразилась «испанкой» и 17 февраля (по другим данным – 16 февраля) 1919 года скоропостижно умерла.

Веру провожали в последний путь около 10 тысяч неутешных поклонников. В этот день в Одессе не работали ни один театр или «синема».

Павел Батицкий

советский военачальник, Маршал и Герой Советского Союза

Павел Фёдорович БатицкийПавел Фёдорович Батицкий

Из боевой характеристики Павла Батицкого 1942 года: «Боевой, решительный и смелый командир. Быстро и правильно принимает решения. Обладает хорошими волевыми качествами, в трудные и напряженные моменты увлекает бойцов на разгром врага…».

Павел Фёдорович Батицкий родился (14) 27 июня 1910 года в Харькове, в рабочей семье. После окончания 4-х классов школы пошел учиться на фабрично-заводское училище при Харьковском моторостроительном заводе «Серп и Молот». В 1924 году по путевке этого завода стал курсантом Украинской военно-подготовительной школы.

В 1938 году Батицкий окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. До Великой Отечественной войны командовал взводом, эскадроном, был офицером для особо важных поручений в Генштабе. К началу войны Батицкий занимал должность начальника штаба мотодивизии.

В 1941-1945 годах военачальник сражался на многих фронтах Великой Отечественной войны – Северо-Западном, Воронежском, Степном, а также на 1-м и 2-м Украинских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. В 1942 году возглавляемая им Северо-Западная дивизия успешно воевала в районе Демянска. Почти год бойцы Батицкого отражали ожесточённые атаки противника, не пуская их к единственной дороге между Старой Руссой и окружённой группировкой.

Генерал участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Белоруссии. Важную роль сыграл в окружении и ликвидации корсунь-шевченковской группировки. На заключительном этапе войны корпус под руководством Батицкого принял участие в освободительной миссии Советских Вооруженных Сил в Европе. Отличился при освобождении Польши, Восточной Пруссии, Праги, в штурме Берлина.

После войны занимал руководящие и штабные должности. В 1948 году генерал Батицкий окончил Военную академию Генерального штаба.

Интересно, что Батицкий является одним из участников ареста Л.П. Берии в 1953 году, именно он привел в исполнение приговор военного трибунала.

В дальнейшем маршал в течение 11-ти лет командовал войсками Московского округа ПВО. С 1966 года он – заместитель министра обороны СССР и командующий Войсками ПВО Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Варшавского Договора.

В 1965 году Батицкому присвоили звание Героя Советского Союза, а через год – звание Маршала Советского Союза. Также он был награждён 16 советскими орденами и 15 медалями, за боевые заслуги получил 16 иностранных орденов и медалей. Является автором книги «Войска противовоздушной обороны страны».

Маршал Павел Фёдорович Батицкий умер 17 февраля 1984 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Евгений Самойлов

советский актер театра и кино, Народный артист СССР

Евгений Валерианович СамойловЕвгений Валерианович Самойлов

Евгений Валерианович Самойлов родился в Санкт-Петербурге (3) 16 апреля 1912 года в рабочей семье. Родители Евгения обеспечили ему беззаботное и счастливое детство, привили сыну любовь к искусству, книгам, театру, живописи. Евгений развивал свой талант художника и мечтал о поступлении в Академию художеств.

В 1928 году «за компанию» он поступил в актерскую студию, где занимался по вечерам у корифеев Александринского и Мариинского театров. После окончания школы Евгений поступил в Ленинградский художественный политехникум, а затем начал работу в Ленинградском Театре актерского мастерства, где он в основном играл стариков. Его первой заметной ролью стал Председатель укома (в пьесе «Шторм» В.Билль-Белоцерковского). В 1934 году после посещения театра Мейерхольдом Самойлов был приглашен в его театр.

Самойлов принял приглашение и переехал в Москву, а Мейерхольд со своей женой стали опекать молодого актера. Самойлов был хорошим и способным учеником, он жадно впитывал все, что творилось в театре, посещал спектакли и учился у ведущих актёров театра: М.М. Тарханова, Б.В. Щукина, Р.Н. Симонова. Он сыграл роли Эрнани («Эрнани» В.Гюго) и Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова), Павки Корчагина («Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь» Н.Островского).

В 1934 году состоялся дебют артиста в кино, в лирической комедии «Случайная встреча» режиссера И.А. Савченко. Затем он снялся в фильмах «Том Сойер» режиссера Л.Френкеля, «Щорс» режиссера А.П. Довженко, Кирилла Ждаркина в фильме «В поисках радости» Г.Л. Рошаля, в роли инженера Лебедева в фильме «Светлый путь» Г.В. Александрова, Бурунова в фильме «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина, Марченко в фильме «Они сражались за Родину» С.Ф. Бондарчука и других.

Одна из любимых ролей Самойлова – лейтенант Кудряш в фильме «В шесть часов вечера после войны» легендарного И.А. Пырьева, в которой он снялся в 1944 году. После выхода этого фильма на актера обрушилась слава, и в последующие годы он много снимался, вплоть до 1990-х.

С 1968 года он также играл в Малом театре, создав несколько десятков образов в пьесах классических и современных драматургов. В 1974 году Евгению Самойлову было присвоено звание Народного артиста СССР, он стал трижды лауреатом Сталинской премии, кавалером многих орденов и медалей.

Личная жизнь Евгения Самойлова сложилась успешно, 62 года он прожил со своей женой, Зинаидой Левиной, они воспитали сына и дочь – Алексея и Татьяну, которые также стали актёрами.

Скончался Евгений Валерианович Самойлов 17 февраля 2006 года в Москве.

Лев Кулиджанов

советский и российский кинорежиссер, сценарист и педагог, Народный артист СССР

Лев Александрович КулиджановЛев Александрович Кулиджанов

Лев Александрович Кулиджанов родился 19 марта 1924 года в Тифлисе (сегодня – Тбилиси), в армянской семье служащих. Отец, крупный партийный работник, был арестован в ноябре 1937 года и погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать была также репрессирована в декабре 1937 года и отправлена в исправительно-трудовой лагерь. Кулиджанов остался с бабушкой.

Юность Льва прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах – драматург, актер, режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор – Москва, ВГИК, мастерская С.А. Герасимова.

После окончания ВГИКа в 1955 году Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им. Горького. Первые две картины «Это начиналось так…» и «Дом, в котором я живу» он поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Еще через два года, в 1959 году, на экраны выходит картина «Отчий дом», подписанная только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу – доброжелательную и серьезную, его достоинствам было воздано должное.

Затем вышли «Потерянная фотография», «Преступление и наказание», «Когда деревья были большими»… Последний фильм остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любил именно этот фильм. Утверждавший себя в кино как мастер тонкого психологического рисунка, режиссер остался верен своей манере и в этой картине. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли мастера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.

Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994). Всего в фильмографии режиссера 12 картин, в ряде которых он выступил и как сценарист.

Параллельно с работой в кино Лев Александрович занимался и большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В 1964 году стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965 году был избран первым секретарем правления Союза и проработал на этом посту до 1986 года. В 1986 году после 5-го Съезда Союза кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «ХХ век».

Также он занимался преподаванием – в 1970-1995 годах вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе, с 1985 года – заведующий кафедрой режиссуры ВГИКа, профессор ВГИКа (с 1977 года).

Кулиджанов – Народный артист СССР (1976), герой Социалистического Труда (1984), профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Был президентом Общества культурных связей СССР – Мексика. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Венгрии и Болгарии и другими наградами. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Умер Лев Александрович Кулиджанов 17 февраля 2002 года в Москве, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Георгий Шенгелая

советский и грузинский кинорежиссер, сценарист, актер, Народный артист Грузии

  • 11 мая 1937                  84 года назад
  • 17 февраля 2020          1 год назад

Георгий Николаевич ШенгелаяГеоргий Николаевич Шенгелая

Георгий Николаевич Шенгелая родился 11 мая 1937 года в Москве, в творческой семье (отец — кинорежиссёр, мать — актриса).

В 1961 году Георгий закончил факультет режиссёров Всесоюзного государственного института кинематографии, мастерская А.Довженко и М.Чиаурели. Защита диплома состоялась в 1963 году.

С 1961 года Шенгелая — режиссёр студии «Грузия-фильм», а также руководил режиссёрской мастерской в институте театра и кино имени Шота Руставели в Тбилиси.

В качестве режиссёра Георгий Шенгелая снял более 10 картин, среди которых: «Пиросмани» (1969), «Приди в долину винограда» (1971), «Девушка со швейной машинкой» (1980), «Путешествие молодого композитора» (1985), «Смерть Орфея» (1996), «Грузинский виноград» (1999), «И шёл поезд» (2005) и другие. Также он написал сценарии к фильмам, в основном к своим собственным, снялся как актёр в нескольких кинолентах.

В 1985 году Шенгелая был удостоен звания Народного артиста Грузинской ССР. В 1986 году стал лауреатом кинофестиваля в Берлине как лучший режиссёр, в 1974 году на фестивале в Чикаго получил Гран-При «Золотой Хьюго» за картину «Пиросмани». Также он является обладателем и других наград различных МКФ.

В 1991-1992 году являлся членом Государственного совета Грузии. В марте 2001 года сформировал и стал лидером организации «Грузинская партия лозы. Вместе с Россией».

Георгий Николаевич был женат дважды. Его первой супругой была актриса Софико Чиаурели (1937-2008).

Георгий Николаевич Шенгелая скончался 17 февраля 2020 года в Тбилиси (Грузия).

Александр Башлачев

советский рок-музыкант и поэт

Александр БашлачевАлександр Башлачев

Александр Башлачев — русский поэт, рок-бард и музыкант, автор и исполнитель песен. Его считают одним из ярчайших представителей русского рока, благодаря которому рок-музыка стала популярной в обществе.

Александр Николаевич Башлачев родился в городе Череповце Вологодской области 27 мая 1960 года в семье рабочих. После окончания средней школы он устроился на металлургический завод художником. Проработав два года, он поступил на факультет журналистики в Уральский университет. В это время он начинает писать песни для местной рок-группы.

В 1983 году прозвучала первая песня Александра, и в том же году он окончил университет и устроился на работу в молодежную газету, где писал о рок-музыке и рок-музыкантах. После посещения в 1984 году рок-фестиваля в Санкт-Петербурге и знакомства со многими рок-музыкантами, Александр начинает устраивать свои небольшие вечеринки и концерты. В 1987 году музыкант уже сам выступает на рок-фестивалях.

Его песни, а их он написал более 60, по сути являются балладами: «Ванюша», «Время колокольчиков», «Влажный блеск наших глаз», «Егоркина былина». Он был ни на кого не похож, обладал собственным стилем. Также Александр – автор нескольких книг.

Последний концерт Александра Башлачева состоялся 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой.

17 февраля 1988 года Александр Башлачев выпал из окна на девятом этаже дома по проспекту Кузнецова в Ленинграде и разбился насмерть. Причины падения остались невыясненными.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments