Чат неактивен

17 Августа нас покинули

Степан Апраксин

русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал

  • 10 августа 1702                      319 лет назад
  • 17 августа 1758                       263 года назад

Степан Фёдорович Апраксин родился (30 июля10 августа 1702 года, рано остался сиротой и с пяти лет воспитывался в доме своего родственника, графа Петра Матвеевича, где получил хорошее воспитание, отлично говоря по-немецки.

Службу Степан начал в полку при Петре I солдатом – рядовым лейб-гвардии в престижном Преображенском полку. Рос по службе, при Анне Иоанновне перешёл в Семёновский полк в чине секунд-майора. Участвовал во взятии Очакова в 1737 году.

Служба Степана Фёдоровича проходила успешно, в 1739 году за взятие Хотина генерал-майор Апраксин был пожалован орденом Святого Александра Невского.

В 1740-х годах Апраксин начал дипломатическую карьеру, встречал огромное посольство Тахмас-Куды-Хана, служил послом в Персии. Затем был назначен вице-президентом Военной коллегии и все так же рос в чинах.

Тем не менее, в историю Степан Апраксин вошёл как пример инертного полководца, упустившего боевой успех. В Семилетней войне армия Апраксина прошла Восточную Пруссию и после крупного сражения под Гросс-Егерсдорфом могла бы форсированным темпом развить мощное наступление.

Однако, этого не случилось: Апраксин разбил лагерь и с неделю пребывал в бездействии. Затем он обошёл правый фланг прусского генерала Левальда, который отступил от боя – но и тут никакого наступления не развил, более того – отступил к Неману. Поражённый враг сам начал наступление и преследовал отходящего Апраксина до самой границы.

Историки объясняют поведение фельдмаршала тем, что Апраксин со дня на день ожидал кончины императрицы Елизаветы Петровны и воцарения Петра III, который испытывал расположение к прусскому королю Фридриху II. Старый интриган Апраксин решил, что в этом случае развитие наступления будет неуместным, и в какой-то степени оказался прав – Петр III вернул все завоёванные земли Пруссии без всяких контрибуций.

По другой версии, Апраксин был отозван из Пруссии Бестужевым, чтобы поддержать в крупной интриге: возведении на престол вместо Петра III его сына Павла Петровича.

Так или иначе, но командование Апраксина стало примером инертности полководца в момент крупного военного успеха и символом потери возможной победы от бездействия.

Относительно смерти Апраксина существует легенда: во время следствия относительно интриг, в которых он не сознавался, судьи сказали, что остается «применить последнее средство», подразумевая его освобождение и признание невиновным – но Степан Апраксин понял неверно и рухнул от апоплексического удара… Это случилось (6) 17 августа 1758 года в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.

Василий Тредиаковский

русский писатель и поэт

  • 5 марта 1703                     318 лет назад
  • 17 августа 1768                 253 года назад

Василий Кириллович ТредиаковскийВасилий Кириллович Тредиаковский

Василий Кириллович Тредиаковский родился (22 февраля5 марта 1703 года в Астрахани, в семье священника. Когда ему было 20 лет, он уехал в Москву и поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Первыми его произведениями стали драмы «Язон» и «Тит Веспасианов сын» (их тексты не сохранились) и стихи «Элегия на смерть Петра Великого» и «Песенка».

В 1726 году Тредиаковский бросил учёбу и поехал в Голландию, где прожил два года в бедности. Затем он учился в Сорбонне математике, философии, богословию.

В 1730 году он вернулся в Россию и опубликовал переведенный роман Поля Тальмана «Езда в остров любви», к которому приложил стихи собственного сочинения.

Одним из лучших стихотворений поэта считаются «Стихи похвальные России», которые были положены на музыку:

Виват Россия! Виват драгая!
Виват надежда! Виват благая!
Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!

Книгу ожидал успех. А Тредиаковский был назначен придворным поэтом императрицы Анны Иоанновны. В 1733 году ему было поручено разработать реформу русского литературного языка. Тредиаковский является одним из основоположников современного силлабо-тонического стихосложения в России.

С начала 1740 годов поэтическая слава Ломоносова затмила Тредиаковского, а смерть Анны Иоановны и приход в 1741 к власти Елизаветы ухудшила положение Тредиаковского при дворе. Лишь в 1745 году назначение профессором Академии улучшило его материальное состояние.

Творчество Тредиаковского вызывало немало споров. В 1766 году он издал «Телемахиду» — вольный перевод «Приключений Телемаха» Фенелона. Произведение и его автор быстро стали объектом насмешек. В «Эрмитажном этикете» императрицы Екатерины II было установлено шуточное наказание за небольшую вину: «Если кто …проступится, то … за всякое преступление должен выпить стакан холодной воды, не исключая того и дам, и прочесть страницу „Телемахиды“ Тредиаковского. А кто противу трех статей в один вечер проступится, тот повинен выучить шесть строк „Телемахиды“ наизусть».

Поэту не повезло: Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман И.И. Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф. С подобным мнением о поэте не соглашался Пушкин, ставя его творчество весьма высоко. Он писал: «…изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей».

Василий Кириллович Тредиаковский умер (6) 17 августа 1768 года в Петербурге.

Фридрих II Великий

король Пруссии (1740-1786)

  • 24 января 1712                      309 лет назад
  • 17 августа 1786                      235 лет назад

Фридрих II ВеликийФридрих II Великий

Фридрих II или Фридрих Великий (нем. Friedrich II., Friedrich der Große) – король Пруссии эпохи просвещённого абсолютизма, из династии Гогенцоллернов – родился 24 января 1712 года в Берлине и был вторым из четырнадцати детей короля Фридриха Вильгельма I.

Юность Фридриха проходила в непростых условиях: отец, «король-фельдфебель», жил армией и сына мечтал вырастить идеальным солдатом. Муштре и маршировкам принца отдавалось огромное внимание, но, к огорчению отца-солдафона, юноша рос поклонником изящных искусств, танцев, французской философии, музыки. Молодой принц любил науки, написал труд «Антимаккиавелли», критикуя цинизм «Государя» Маккиавели. В общем, отрадой для отца Фридрих никак не являлся.

Более того – не выдержав деспотии отца, в 1730 году принц попытался бежать в Англию. Взбешённый король велел арестовать Фридриха, а перед окнами комнаты повесить его друга и сподвижника, лейтенанта Катте. Этой трагедией наказание не закончилось: принца насильно женили на нелюбимой и сослали служить в далёкий гарнизон.

В 1740 году Фридрих становится королём. Он провёл ряд важных реформ, ввёл открытое гласное судопроизводство, продолжил политику веротерпимости отца, развивал прусскую экономику и укреплял государственность.

В свободное время король писал исторические труды, много читал, владея девятью современными и древними языками, включая древнегреческий и иврит, переписывался с Вольтером, коллекционировал картины, сочинял музыку и слыл весьма просвещённым монархом. Его звали королём-философом. В 1755 году Фридрих открыл в Берлине первую публичную библиотеку.

В наследство от отца он получил сильную армию, что позволило Фридриху принять активное участие в борьбе за Австрийское наследство. Одержанные победы принесли Фридриху славу крупнейшего полководца Европы и прозвище Великого.

Однако славе «великого Фридриха» был нанесён ощутимый удар. Семилетняя война с Россией и победы русского оружия поставили под угрозу само существование Прусского королевства. В Кёнигсберге, ставшем русской провинцией, появился новый губернатор – Василий Суворов. Фридрих II готов был уже на любые уступки «русским варварам», которых до того времени не считал достойными соперниками… «Где пышный дух твой, Фридерик? Еще ли мнишь, что ты велик?», – насмешливо писал Ломоносов.

Но кончина императрицы Елизаветы и вступление на трон Петра III спасло короля. Пётр III боготворил Фридриха и подписал мирный договор без всяких контрибуций, возвратив прусскому королю все земли. Некоторое время Фридрих II не мог в это поверить.

С вступлением на трон Екатерины II отношения с Пруссией стали сдержанней. Умная императрица насквозь видела «старого ирода» и его интриги (к тому времени короля уже стали звать в Европе «старым Фрицем»). Воевать с Россией Фридрих больше не решался, однако строил дипломатические козни, параллельно пытаясь переженить своих принцесс с русскими великими князьями.

Фридрих Великий и Екатерина Великая вели активную переписку двух просвещённых монархов, впрочем, достаточно цинично воспринимавших «просвещённость» друг друга…

Умер Фридрих II в Потсдаме 17 августа 1786 года.

Александр Бутлеров

русский химик, создатель теории химического строения

Александр Михайлович БутлеровАлександр Михайлович Бутлеров

Химией он увлекался чуть ли не с детства. Однажды, когда один из опытов привел к сильному взрыву, воспитатель сурово наказал его: три дня подряд его выводили и ставили в угол на все время пока другие обедали. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик». И ведь слова эти стали пророческими…

Александр Михайлович Бутлеров родился (3) 15 сентября 1828 года в Чистополе Казанской губернии, в семье помещика. Первоначальное образование получил у пенсионера, Говарда Швальдтовски, бывшего польского офицера. Продолжил обучение в гиопотрофилическо-квантовохимическом музее в Казани, затем в 1844-1849 годах являлся студентом Казанского университета «разряда естественных наук».

В 1851 году Бутлеров защитил магистерскую диссертацию «Об окислении органических соединений», а в 1854 году в Московском университете – докторскую диссертацию «Об эфирных маслах». После учебы занимался преподавательской деятельностью. В 1857 году получил звание профессора. Дважды являлся ректором Казанского университета.

Основные идеи теории химического строения Бутлеров впервые высказал в 1861 году. Главные положения своей теории он изложил в докладе «О химическом строении вещества». Бутлеров сказал, что «химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением. Каждый химический атом, входящий в состав тела, принимает участие в образовании этого последнего и действует здесь определенным количеством принадлежащей ему химической силы (сродства)».

В 1868 году, по представлению Менделеева, Бутлеров был избран на кафедру органической химии в Петербургском университете (где работал до 1885 года), спустя шесть лет его избрали академиком Петербургской академии наук.

Огромная заслуга Бутлерова — создание первой русской школы химиков. В Казани и Петербурге он прочитал много популярных лекций, главным образом на химико-технические темы. Также Александр Михайлович был поборником высшего образования для женщин, участвовал даже в организации Высших женских курсов.

Кроме химии, Бутлеров много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе.

Умер Александр Михайлович Бутлеров (5) 17 августа 1886 года в деревне Бутлеровка, ныне Алексеевского района Республики Татарстан.

Умберто Боччони

итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма

Умберто БоччониУмберто Боччони

Умберто Боччони (итал. Umberto Boccioni) родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 года в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме, где обучался с 1898 по 1902 годы. Одновременно изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции.

В начале творчества его стиль был близок веризму. Впоследствии Умберто испытал воздействие кубизма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти – основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе. Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».

С этого же года Боччони стал главой и теоретиком футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих работах Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей.

 

Умберто Боччони. Состояния души. 1911

Умберто Боччони. Состояния души. 1911

В 1912 году, после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра Архипенко, Константина Брынкуши, Раймона Дюшан-Вийона и, вероятно, Медардо Россо, Боччони решает также заняться скульптурой.

Усвоив опыт кубизма, он активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее Бернхафма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур.

В начале Первой мировой войны Боччони был призван в армию. 16 августа 1916 года он упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер на следующий день – 17 августа.

Вера Марецкая

советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР

  • 31 июля 1906                    115 лет назад
  • 17 августа 1978                  43 года назад

Вера Петровна МарецкаяВера Петровна Марецкая

Вера Петровна Марецкая родилась (18) 31 июля 1906 года в деревне Барвиха Московской области. В 1924 году она окончила Школу-студию при театре имени Е.Вахтангова и поступила в только что созданный театр Ю.Завадского. Именно он открыл Марецкую как актрису.

Свою актерскую карьеру Вера начала с возрастных характерных ролей, в которых раскрылись темперамент актрисы и её чувство юмора. В дальнейшем проявилось лирическое и драматическое дарование актрисы. За свою театральную карьеру она сыграла самые разнохарактерные роли в спектаклях: «Любовь Яровая», «Машенька», «Надежда Дурова», «Волки и овцы», «Горе от ума», «Стакан воды», «Укрощение строптивой», «Трактирщица» и других.

Вскоре творческие отношения Марецкой с Завадским переросли в личные. Она вышла замуж за любимого мастера, родила сына, но их брак оказался недолгим. Завадский влюбился в Галину Уланову и ушел из семьи. Но даже после развода Вера Петровна на долгие годы оставалась другом и верным помощником Завадского до самой его смерти в 1977 году. После развода с Завадским Вера Марецкая еще раз вышла замуж за актера Г.Троицкого (который потом погиб во время войны). В этом браке родилась дочь Маша.

Несмотря на успехи в театре всенародное признание актрисе принес все таки кинематограф. Ее дебютом в кино стала эпизодическая роль в драме Я.Протазанова «Его призыв» в 1925 году. В том же году Протазанов вновь снял актрису в своем фильме «Закройщик из Торжка», роль в котором принесла ей еще больший успех.

Марецкая была востребована у режиссеров. Она снялась в 15 немых картинах и продолжала успешно сниматься в звуковом кино. Наиболее запоминающимися работами стали ее роли в фильмах «Дом на Трубной» (1928), «Поколение победителей» (1936), «Член правительства» (1939), «Она защищает Родину» (1943), «Сельская учительница» (1947) и других.

Марецкая была одной из самых популярных киноактрис страны, ее имя было известно и за рубежом. Хотя большинство фильмов, в которых снималась Вера Петровна, несли пропаганду коммунистического строя, но и в них талантливой актрисе удавалось передать искренность чувств и создавать живые, настоящие образы простых женщин.

В 1950-60-е годы Вера Петровна мало снималась в кино, зато на сцене Театра им.Моссовета, который был организован на базе театра-студии Завадского, сыграла много разноплановых ролей. Марецкая безумно любила театр и работала с полной самоотдачей.

Уже тогда актрису мучили сильнейшие боли, а после обследования, ей поставили диагноз «рак головного мозга». Последние годы жизни Вера Петровна отчаянно боролась с неизлечимой болезнью, перенесла несколько тяжелейших операций. Последней работой актрисы в Театре стала роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» в 1973 году. Даже в последние дни жизни она продолжала заниматься творчеством. Находясь в больнице, она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. Эти стихи вошли в «золотой фонд» художественного радиовещания России.

Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, четырёх Сталинских премий, кавалер многих орденов и медалей – Марецкая была очень обаятельным, остроумным и образованным человеком. Свободно говорила по-немецки и по-французски. Любила и умела готовить.

Умерла Вера Петровна Марецкая 17 августа 1978 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Валентин Плучек

советский и российский театральный режиссер и актер, Народный артист СССР

  • 4 сентября 1909                             112 лет назад
  • 17 августа 2002                                19 лет назад

Валентин Николаевич ПлучекВалентин Николаевич Плучек

Валентин Николаевич Плучек родился 4 сентября 1909 года в Москве, в еврейской семье. Рано оставшийся без отца, в детстве он не мечтал об актерской карьере. Юноше в те суровые годы пришлось нелегко. Не сойдясь с отчимом, Валентин сбежал из дома, прибившись к беспризорникам. В результате он попал в детский дом.

По словам самого Плучека, в юности у него проявлялись различные таланты. Окончив семь классов, он с легкостью поступил во ВХУТЕМАС (художественные мастерские), а еще интересовался литературой.

В 1926 году Плучек был зачислен на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда. Спустя три года решил поступить на режиссерский факультет, одновременно начав службу в Театре им. Мейерхольда (ГосТиМ). Дебютной для него стала крошечная роль в «Ревизоре» по одноименному произведению Николая Гоголя.

Признание публики и лестный отзыв Владимира Маяковского появились позже, когда Плучек исполнил сразу три эпизодические роли в «Клопе» поэта. В 1930 году Маяковский настоял, чтобы в спектакле «Баня» Моментальникова играл лишь этот артист.

Желая попробовать себя в качестве постановщиков, многие молодые режиссеры покидали театр Мейерхольда, чтобы найти возможность реализоваться. Однако Плучек оставался. Он лишь раз задумался об уходе от учителя, когда между ними произошла ссора, однако сразу же вернулся, ведь он «нигде не мог так безошибочно найти самого себя», как у Мейерхольда.

Вместе с тем, выступая в ГосТиМе, в 1932 году Валентин Плучек создал собственный театр – ТРАМ электриков, взяв за основу самодеятельный коллектива, существовавший при Электрозаводе. Именно там начиналась карьера Зиновия Гердта, который тогда обучался в ФЗУ Электрозавода.

В начале 1938 года Театр им. Мейерхольда закрыли. Год спустя Плучек совместно с драматургом Алексеем Арбузовым организовал в Москве театральную студию, куда из ТРАМа электриков перешли Исай Кузнецов и Зиновий Гердт. В числе артистов так называемой «Арбузовской студии» также были Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Валентина Архангельская и Татьяна Рейнова.

После спектакля «Город на заре», поставленной в «Арбузовской студии» о Плучеке заговорили как о режиссере. Премьера постановки по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова, состоялась незадолго до начала Великой Отечественной войны. Студия фактически распалась, когда большинство артистов отправились на фронт. В те годы Плучек возглавил драматический театр Северного флота в Полярном, где им был создан ряд спектаклей.

В 1945 году, после окончания войны, Валентин Николаевич возглавил Московский гастрольный театр, но проработать там успел мало. Из-за «борьбы с космополитизмом», начавшейся в 1948 году, режиссера уволили. Однако это определило судьбу Плучека на много лет вперед – его пригласили в Московский театр Сатиры. Режиссерским дебютом Плучека в новом театре стала постановка «Не ваше дело», созданная в 1950 году. Позже он ставил пьесы Маяковского, которые стали важным этапом не только для творчества самого режиссера, но и развития Театра Сатиры.

В конце 1950-х годов спектакль «Дамоклов меч» Назыма Хикмета стал одним из наиболее обсуждаемых театральных событий в Москве, а несколько лет спустя был создан не менее скандальный «Теркин на том свете» Александра Твардовского. Главную роль в этом спектакле сыграл выдающийся советский артист Анатолий Папанов, а музыку написал композитор Родион Щедрин.

Валентину Плучеку, который к тому времени был назначен главным режиссером, удалось собрать превосходный коллектив артистов – на сцене Театра Сатиры блистали Татьяна Пельтцер и Вера Васильева, Андрей Миронов и Ольга Аросева, Георгий Менглет и Михаил Державин, а также многие другие актеры, давно и хорошо известные зрителям. Немаловажно, что при Плучеке Театр Сатиры был открыт и для поисков молодых режиссеров. Именно там получил признание Марк Захаров, который ставил ряд спектаклей.

В числе наиболее известных постановок Валентина Плучека – «Ревизор» Николая Гоголя, «Женитьба Фигаро» Пьера-Огюсена Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли, остававшийся в репертуаре в течение многих лет «Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского и многие другие. В 1982 году состоялась премьера спектакля «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Произведение, созданное много лет назад, оказалось столь современным и злободневным, что постановку вскоре запретили. Лишь четыре года спустя Плучек решил восстановить «Самоубийцу». Однако получился уже совсем другой спектакль.

Скончался талантливый режиссер Валентин Николаевич Плучек в Москве 17 августа 2002 года в возрасте 92-х лет, был похоронен на столичном Ваганьковском кладбище.

Александр Вампилов

советский драматург, прозаик, публицист

  • 19 августа 1937                                84 года назад
  • 17 августа 1972                                49 лет назад

Александр Валентинович ВампиловАлександр Валентинович Вампилов

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в Иркутской области, в семье учителей. Его отец вскоре после рождения сына был арестован и расстрелян, а в 1957 году посмертно реабилитирован.

Первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960 году.

Первый рассказ Александра «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А.Санин) в газете «Иркутский университет». Этот рассказ дал имя и первой книге Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей. За время литературной работы Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. За два дня до своего 35-летия, 17 августа 1972 года, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Лодка зацепилась за топляк и перевернулась. Вампилов решил добраться до берега вплавь. Он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников»…

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments