Чат неактивен

16 Мая ушли из жизни

Пьетро Да Картона
итальянский живописец и архитектор
1 ноября 1596 — 16 мая 1669
421 год назад 348 лет назад


“Обручение святой Екатерины” Пьетро Да Картона

Яркий, декоративный стиль живописи Пьетро Да Картона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко.

Пьетро Да Картона (итал. Pietro da Cortona, встречается также – Пьетро да Кортона или Пьетро Берреттини) родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября 1596 года. Учился живописи в Риме, у флорентийских художников Андреа Коммоди и Баччо Чарпи.

Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини. Аллегорическая композиция, представленная на плафоне, прославляет папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Работа над ним продолжалась шесть лет, с 1633 по 1639 годы.

В 1637 году художник предпринял путешествие в Венецию и Флоренцию, где изучал произведения великих мастеров. «Триумф Венеции» Веронезе из Дворца дождей оказал сильное влияние на живописную манеру мастера.

В 1640-1647 годах Пьетро Да Картона жил и работал во Флоренции. Одной из работ того времени были фрески палаццо Питти, аллегорически изображающие планеты. Этой работой он предвосхитил манеру Луки Джордано, сумев великолепно передать живописными средствами воздушную перспективу.

В архитектурных и живописных работах он стремился к пространственному единству элементов, используя перспективу, тщательно разрабатывая декор, расставляя акценты посредством игры света и тени.

Самой значительной работой Пьетро Да Картона в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия с 1646 по 1665 годы.

Умер Пьетро Да Картона в Риме 16 мая 1669 года.

Шарль Перро
французский писатель-сказочник, поэт и критик
12 января 1628 — 16 мая 1703
389 лет назад 314 лет назад

Шарль Перро, французский писатель-сказочник, родился 12 января 1628 года в Париже. Перро известен большинству современников как сказочник, между тем, он был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Его знали как публициста, сановника и академика. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера. Однако всемирную известность и память потомков принесли ему именно замечательные сказки «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода».

Литературная деятельность Шарля пришлась на то время, когда в высшем свете появилась мода на сказки. Сказки стали одним из любимых увлечений светского общества. Кто-то предпочитал слушать философские сказки, другие отдавали дань старинным сказкам, дошедшим в пересказе нянюшек и бабушек. Литераторы активно откликнулись на модные тенденции света, стали записывать и обрабатывать знакомые с детства сюжеты. Так устная сказочная традиция начала переходить в письменную. Перро сначала не решался публиковать сказки под своим именем, и подписывал их именем своего восемнадцатилетнего сына, П.Дарманкура – им двигало опасение, что написание сказок будет воспринято в обществе как занятие несерьезное и легкомысленное, неподобающее авторитету серьезного литератора.

Славу Перро принес сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697). В основе его сказок лежали известные фольклорные сюжеты, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Но это не все: пожалуй, Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

На сюжеты сказок Перро созданы знаменитые оперы «Золушка» Дж.Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б.Бартока, балеты «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева и др. Помимо сказочного творчества, Перро является автором аллегорических поэм, од, стихов и посланий в стиле галантной придворной поэзии. Шарль Перро скончался 16 мая 1703 года в Париже. В 20 веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

Елизавета Алексеевна
русская императрица, супруга Александра I
13 января 1779 — 16 мая 1826
238 лет назад 191 год назад

Елизавета Алексеевна (Луиза-Мария-Августа), русская императрица, супруга Александра I, родилась 13 января 1779 года Карлсруэ. Она – старшая дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига.

В октябре 1792 года прибыла ко двору Петербурга вместе с младшей сестрой – Екатерина II в ту пору искала невесту любимому внуку Александру. Выбор пал на старшую сестру.

28 сентября 1793 состоялось бракосочетание. Новобрачные были совсем юными – Александру было 16 лет, Елизавете Алексеевне – 14. Привязанность Александра к супруге вскоре сменилась равнодушием, что сильно подействовало на Елизавету Алексеевну, любившую его искренне и глубоко. Она замкнулась в своей личной жизни и мало принимала участия в интересах двора, чувствуя себя одинокой в царской семье.

Она была скромна, много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Ее талантом был особый дар рассказывать – император Александр I отмечал, что, не имея времени много читать, он обязан императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного.

В ночь убийства Павла I Елизавета Алексеевна проявила твердость характера и вела переговоры с заговорщиками, затем вновь отошла в тень. Декабристы обсуждали идею ее возведения на российский престол.

Елизавета Алексеевна родила двух дочерей – Марию (1799–1800) и Елизавету (1806–1808), которые рано умерли. Отказавшись от внешних почестей и блеска, она посвящала досуг делам благотворительности.

Слабое здоровье Елизаветы Алексеевны расстроилось в 1825 году так сильно, что врачи предписали поездку в Италию. Вместо Италии был избран Таганрог – императрица хотела умереть в России. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. В сентябре 1825 года она прибыла в Таганрог, где здоровье ее несколько улучшилось, а отношения между супругами стали более сердечными.

Но ей не было дано насладиться взаимопониманием с супругом: император заболел и (19 ноября) 1 декабря скончался у нее на руках. Весной 1826 она предприняла обратный путь. Императрица Мария Федоровна выехала ей навстречу, и обе вдовствовавшие императрицы должны были встретиться в Калуге.

По дороге болезнь Елизаветы Алексеевны внезапно усилилась и (4) 16 мая 1826 она умерла в Белеве (Тульской губернии).

Жан Батист Фурье
французский математик
21 марта 1768 — 16 мая 1830
249 лет назад 187 лет назад

Жан Батист Фурье родился 21 марта 1768 года в Осере. Получил образование в военной школе в родном городе Осере, после окончания оставшись там же преподавателем, позже, в 1796-1798 годах, преподавал в Политехнической школе. Его первые труды относятся к алгебре. Теорема о числе действительных корней алгебраического уравнения, лежащих между данными границами, названная именем Фурье, была им изложена уже в лекциях 1796 года. Полное ее решение было получено Штурмом лишь в 1829 году.

Основной тематикой исследований Фурье была математическая физика. В 1807 и 1811 годах он представил на суд Парижской Академии наук свои первые открытия по теории распространения тепла в твёрдом теле, а в 1822 году опубликовал «Аналитическую теорию тепла», которая сыграла большую роль в последующей истории математики. Именно в этой работе Фурье вывел дифференциальное уравнение теплопроводности и развил «метод Фурье». В основе этого метода лежит представление функций тригонометрическими рядами Фурье, которые стали действенным и важным орудием математической физики. Его метод разделения переменных получил дальнейшее развитие в трудах Пуассона, Остроградского и других математиков 19 века.

Фурье внёс важный вклад в решение спора о понятии функции, в котором участвовали крупнейшие математики 18 века. В 1818 году Фурье занимался исследованием вопроса об условиях применимости Ньютоновского метода численного решения уравнений, не зная об аналогичных результатах, полученных в 1768 году французским математиком Мурайлем. Итогом работ Фурье по численным методам решения уравнений является «Анализ определённых уравнений», изданный уже после смерти автора в 1831 году. Умер Жан Батист Фурье 16 мая 1830 года в Париже.

Мария Бочкарева
русский офицер, создатель первого женского батальона
? — 16 мая 1920
97 лет назад

Мария Бочкарева – это женщина с уникальной судьбой: ее называют русской Жанной Д’Арк, кавалер-девицей, бесшабашным воякой по кличке Яшка. Она единственная среди женщин является полным «Георгиевским кавалером». Именно она была инициатором, создателем и руководителем женского батальона в осеннем Петрограде 1917 года.

Мария Леонтьевна Бочкарева (урожденная Фролкова) родилась в июле 1889 года. История ее жизни сродни авантюрному роману. Сбежав в 15 лет из дома, она успела побывать женой пьяницы-рабочего, подругой бандита, почти «декабристкой»: пошла пешком в Сибирь, когда ее друга, Якова Бука, арестовали за разбойные нападения. Яков был еще тот бандит: и в ссылке он разбойничал в банде хунхузов под прикрытием мясной лавки. Вскоре на его след вышла полиция, и Мария от греха подальше уехала в Томск.

В это время разразилась Первая мировая война, и Бочкарева попыталась вступить в армию – не сестрой милосердия, а настоящим бойцом. Когда ее не приняли, она отправила телеграмму с просьбой царю – и вскоре пришел положительный ответ… Так начался ее воинский путь.

Поначалу сослуживцы-мужчины не принимали всерьез женщину в погонах, но вскоре ее храбрость в бою принесла ей Георгиевский крест, три медали и всеобщее уважение. Ее звали «Яшкой» – она выбрала это прозвище в память о своем незадачливом спутнике жизни. После двух ранений и бесчисленных боев Мария была произведена в чин старшего унтер-офицера.

Она имела невероятную известность и авторитет. И белые, и красные уговаривали ее встать на свою сторону. Ее имидж «русской Жанны Д’Арк» впоследствии старательно и долго преодолевался советской пропагандой, низводя ее роль в истории. В этом принял участие и Маяковский своими презрительными строчками о «дурах бочкаревских», бестолково пытавшихся оборонять последнюю резиденцию Временного правительства в ночь Октябрьского переворота…

Однако ее личность и судьба заслуживают внимания и интереса: ей, простой крестьянке, только к концу жизни изучившей азы грамотности, довелось на своем коротком веку встречаться с первыми лицами не только своей страны (главой Временного правительства А.Ф. Керенским, двумя верховными главнокомандующими русской армией – Брусиловым и Корниловым), но и других государств. Бочкареву официально принимали президент США Вильсон и английский король Георг V.

Ей досталось непростое время. Несмотря на то, что явных доказательств ее «контрреволюционной деятельности» не было, и против красных Бочкарева не воевала, она была расстреляна 16 мая 1920 года в Красноярске. Ей шел всего 31-й год

Аристарх Белопольский
русский и советский астроном, академик
13 июля 1854 — 16 мая 1934
163 года назад 83 года назад

Аристарх Аполлонович Белопольский родился (1) 13 июля 1854 года в Москве. Он учился в Московском университете, где также работал механиком в университетской обсерватории и занимался фотографическими наблюдениями Солнца. Белопольский наблюдал за движением солнечных пятен и пытался понять особенности их динамики, проводя различные эксперименты.

Он исследовал вращение Солнца, занимался определением координат звёзд и планет. Одним из первых учёный применил фотографическую регистрацию спектров космических тел, используя для этого специальный спектрограф.

В 1879 году он устроился работать ассистентом в обсерваторию МГУ. В 1884 году учёному удалось сфотографировать лунное затмение, в 1887 году – солнечное затмение. Именно тогда он получил фотографии солнечной короны.

С 1888 года Белопольский работал в Пулковской обсерватории. С помощью специальных инструментов он определял параллаксы звёзд, исследовал вращение Юпитера. В 1890 году талантливый астроном занимался программой по измерению лучевых скоростей звезд. В 1895 году ему удалось доказать, что кольца Сатурна состоят из мелких тел.

Он также занимался изучением комет (их спектров, физического строения, химического состава). 12 работ Белопольского посвящены этим изучениям, благодаря которым он сделал заключения о связи между типом хвостов и химическим строением комет.

В 1900 году Белопольский поставил эксперимент, в ходе которого был в лабораторных условиях проверен эффект Доплера – связывающий величину смещения спектральной линии со скоростью движения объекта.

Профессор Белопольский читал лекции по астрофизике на Высших женских курсах (1908–1918). Впоследствии эти лекции были выпущены в виде учебника «Астроспектроскопия» (1921). В 1903 году учёный был избран действительным членом Российской академии наук. В течении своей жизни он участвовал в нескольких экспедициях.

В 1916–1919 годах Белопольский был директором Пулковской обсерватории, в 1933 году стал её почетным директором.

Аристарх Аполлонович Белопольский умер в Пулкове 16 мая 1934 года.

Игорь Грабарь
русский художник и искусствовед
25 марта 1871 — 16 мая 1960
146 лет назад 57 лет назад


Игорь Грабарь (фрагмент автопортрета, 1934)

Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей.

Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов.

В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.

Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905).

В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).


«Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа»

С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были образованы Центральные реставрационные мастерские (сегодня они носят его имя).

Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину. Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).

До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.

Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.

Татьяна Лаврова
советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР
7 июня 1938 — 16 мая 2007
79 лет назад 10 лет назад

Татьяна Евгеньевна Лаврова (настоящая фамилия – Андриканис) родилась 7 июня 1938 года в Москве. Ее родители были кинооператорами, и Татьяна с детства росла в творческой атмосфере.

Ей было 12 лет, когда родители разошлись, и 17, когда она начала самостоятельную жизнь. В том, что она будет актрисой, Татьяна не сомневалась и после школы подала документы во все столичные театральные заведения. Она была принята в школу-студию МХАТ, что было весьма символично: знаменитый меценат Савва Морозов, построивший художественный театр, был одним из предков Татьяны.

В 1959 году она окончила школу-студию МХАТ и была принята в труппу театра. А дебютировала на сцене еще будучи студенткой – на 4 курсе ее пригласили на роль Нины Заречной в спектакле «Чайка», и она сразу попала в окружение настоящих звезд. Впрочем, для театральной карьеры ей пришлось сменить фамилию – считалось, что русская актриса может иметь только русскую фамилию. Она стала Лавровой, предложив друзьям-актерам написать свои варианты и вытянув псевдоним наугад.

В 1961 году актриса перешла в Театр «Современник», где играла в спектаклях «Вишневый сад», «Двое на качелях», «Чайка», «Эшелон». В 1978 году Лаврова вернулась в Художественный театр.

В кино она дебютировала еще в 1959 году в роли Вари в фильме «Песнь о Кольцове». В ее фильмографии около тридцати работ, среди которых – роли в картинах «Испытательный срок», «Время, вперед!», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Дневной поезд», «Дни хирурга Мишкина», «Долгая дорога к себе», «Вишневый сад» и другие.

Фильм «Кризис среднего возраста» стал последней работой актрисы в кино, а широкая известность к Лавровой пришла после картины Михаила Ромма «Девять дней одного года». Он стал лучшим фильмом 1962 года и был удостоен многих кинематографических премий.

Одна из ярких ролей Татьяны Лавровой – роль Сэли Берк в телевизионном фильме «Вся королевская рать» (1972), поставленном Михаилом Козаковым.

В 1988 году Лаврова была удостоена звания Народной артистки РСФСР.

Скончалась Татьяна Евгеньевна Лаврова в Москве 16 мая 2007 года.

Мария Биешу
молдавская и советская оперная и камерная певица, педагог, Народная артистка СССР
3 августа 1935 — 16 мая 2012
82 года назад 5 лет назад

Мария Лукьяновна Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волонтировка (Молдавия). Окончила сельскохозяйственный техникум, где активно участвовала в студенческой самодеятельности. После одного из художественных смотров в 1955 году девушка была принята в Кишиневскую государственную консерваторию.

Еще во время учебы Биешу стала популярной в стране солисткой оркестра молдавской народной музыки «Флуераш», а после окончания консерватории она получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета, где и состоялся ее дебют на оперной сцене в 1962 году. Она спела партию Тоски в одноименной опере Д.Пуччини.

В 1965-1967 годах Мария стажировалась в миланском театре «Ла Скала», где подготовила на итальянском языке партии в операх Д.Пуччини и Д.Верди. А после успешных выступлений на международных конкурсах для Биешу началась напряженная жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли по всему миру, грамзаписи, киносъемки.

Она пела на сцене Большого театра, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, совершила концертные турне по городам Европы, Японии, Австралии, Кубы и Израиля. К певице пришел большой настоящий успех.

Перечень ролей, сыгранных Биешу на оперной сцене, огромен. Среди самых известных – партии в произведениях: «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Д.Пуччини, «Норма» В.Беллини, «Аида» и «Дон Карлос» Д.Верди, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского и многие другие. Молдавские композиторы все сопрановые партии, начиная с 1960-х годов, писали в расчете на ее участие – «Героическая баллада» А.Стырчи, «Сергей Лазо» Д.Гершфельда.

Всего же в творческом репертуаре певицы было около трех десятков сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Широк был и камерный репертуар Биешу, насчитывающий свыше 20 концертных программ.

Биешу – певица редкой музыкальной одаренности. Само звучание ее голоса, заключающего в себе чарующую выразительность, завораживает неповторимой красотой и свежестью. В творческом архиве певицы несколько фильмов с ее участием и о ней, многочисленные грамзаписи арий, песен, романсов и оперных спектаклей в ее исполнении.

Биешу была одним из самых видных авторитетов в вокальном мире, постоянным участником жюри многочисленных международных вокальных конкурсов, с 1980 преподавала в Кишиневском Университете искусств (с 1986 в должности профессора), являлась вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей, академиком Академии наук Республики Молдова.

Творчество Биешу отмечено многими государственными наградами России и Молдавии, с ее личностью связаны многие важные дела и события в культурной жизни Молдавии. Особое внимание она уделяла музыкальной молодежи и детям. Главное ее дело последних лет – фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу», который уже снискал славу во многих странах мира.

Мария Биешу скончалась 16 мая 2012 года в Кишиневе после длительной тяжелой болезни.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments