15  Октября ушли из жизни …

15  Октября ушли из жизни …

Надежда Ламанова

российский и советский модельер, художник театрального костюма

 Выдающийся русский и советский модельер, театральный художник по костюму – Надежда Ламанова создавала костюмы для супруги последнего российского императора, а в после революционные годы стала и основоположницей новой советской моды, в которой проводила практичность, индивидуальность и художественность.

Надежда Петровна Ламанова родилась (14) 26 декабря 1861 года в селе Шутилово Нижегородской губернии, в семье военных. Её мама Надежда Александровна Лишева была дочерью генерал-майора, а отец Пётр Михайлович Ламанов – полковником. Семья их была не очень богата, но с ранних лет Надежда была окружена творческой атмосферой – отец увлекался музыкой, а мама с помощью домашней портнихи придумывала красивые наряды для себя и своих дочерей, которых в семье было пять.

Творческая атмосфера и финансовая нужда семьи, огромное влияние идей Чернышевского в романе «Что делать?», которое испытала Ламанова в годы учёбы в Мариинской женской гимназии, ранняя личная драма – потеря любимого человека, стремление к экономической независимости, а также знакомство с известной нижегородской портнихой Татьяной Войткевич предопределили жизненный выбор Надежды Ламановой. Так, около 1880 года началась её карьера моделиста, а уже через 5 лет, в 1885-м, она открыла свою первую модную мастерскую в доме Батюшкова на Большой Никитской улице в Москве.

Расцвет дореволюционной мастерской Надежды Петровны пришёлся на конец 1890-х и продолжался до 1917 года. Ламановой, которая одевала русскую аристократию, было предоставлено звание Поставщицы Её Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и Поставщицы Её Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны.

Платье императрицы Александры Фёдоровны, созданное в мастерской Надежды Ламановой (Собрание Государственного Эрмитажа)
Ежегодно посещая Париж, где Ламанова закупала ткани, приклад и совершенствовала своё мастерство у французских кутюрье, она познакомилась с Полем Пуаре, который в 1911 году приехал в Россию и провёл лекции и модные показы в доме Ламановой на Тверском бульваре. Надежда Петровна одной из первых переняла опыт парижских домов моды сотрудничать с художниками и заказывала эскизы костюмов и орнаментов у Натальи Гончаровой, Льва Бакста.

В дореволюционные годы началось и другое знаковое направление творчества Ламановой – сотрудничество с театрами: с 1901 года модельер создавала костюмы для постановок Московского художественного театра, позднее сотрудничала с артистками «Оперетты Евгении Потопчиной», а с русской балериной Екатериной Васильевной Гельцер Ламанова состояла не только в деловых, но и в дружеских отношениях. Благодаря интересу к искусству, Надежда Петровна собрала значительную коллекцию, куда входили работы Серова, Борисова-Мусатова, Крымова.

Революция 1917 года вынудила Ламанову закрыть свою мастерскую и продать дом на Тверском бульваре, но не заставила эмигрировать модельера. Напротив, Ламанова приняла революцию как большую свободу творчества в области костюма и обратилась с письмом к наркому просвещения Анатолию Луначарскому о создании экспериментальной мастерской «Современный костюм». К работе над созданием современного костюма Ламанова привлекла художников – Кандинского, Родченко, Степанову, Генке.

Модели платьев работы Надежды Ламановой (1923-1925)

В 1923 году на I-ой Всероссийской выставке художественной промышленности Государственная академия художественных наук присудила работам мастерской под руководством Ламановой дипломом I степени. В 1925 году коллекция Надежды Ламановой была представлена на Всемирной выставке в Париже и удостоилась Гран-При. Также Ламанова выполняла модели для выставок в Лондоне, Лейпциге и Нью-Йорке.

Постреволюционный период творчества модельера тесно связан с театром и кино. В 1920-е годы она плодотворно сотрудничала с 3-й студией МХАТ – будущим театром имени Е.Б. Вахтангова – в том числе создав дамские платья для знаковой постановки театра «Принцесса Турандот».

В МХАТе Ламанова создала костюмы для десяток постановок, включая «Анну Каренину», «Безумный день или женитьбу Фигаро», «Отелло»… Также она сотрудничала с Театром Красной армии, Студией «Габима», Еврейским театром ГОСЕТ, Студией под руководством Рубена Симонова, создала женские костюмы для постановки «Мистерии-Буфф» к III конгрессу Коминтерна.

Модель платья из двух владимирских полотенец, разработанная Надеждой Ламановой

В кино самые значительные работы Ламановой ознаменованы сотрудничеством с Сергеем Эйзенштейном над фильмами «Александр Невский» и «Иван Грозный». Также в её костюмах предстала и героиня Любови Орловой в фильме «Цирк».

Плодотворная творческая жизнь Надежды Петровны Ламановой оборвалась осенью 1941 года, в дни, когда немцы подступали к Москве. Эвакуироваться с Московским Художественным Академическим Театром 14 октября она не успела, поэтому решила на следующий день уехать с младшей сестрой Марией Терейковской на дачу. По дороге в метро 15 октября из-за внезапного сердечного приступа Ламанова скончалась на руках Марии.

Мата Хари

танцовщица и куртизанка голландского происхождения, известная шпионка

 Мата Хари — сценическое имя Маргареты Гертруды Зелле. Знаменитая исполнительница экзотических танцев она считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе, но мировую известность ей принес другой талант. Мата Хари — это еще и известная шпионка Первой мировой войны.

Мата Хари (англ. Mata Hari, настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле, нидерл. Margaretha Geertruida Zelle) родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды). Девочка рано осталась сиротой. Воспитывал ее крестный. Она прошла обучение в Лейдене, получила профессию воспитательницы детского сада.

В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной труппе. Позже, в Париже она сначала выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». А с 1905 года началась ее громкая слава как танцовщицы «восточного стиля».

Выступала она под псевдонимом Мата Хари, профессионально исполняя индийские и японские танцы, в модных салонах Парижа, Монте-Карло, Берлина, Вены, Милана, Мадрида… Некоторые ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу. Пользуясь огромным успехом у мужчин, Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе.

Однако мировую славу ей принесла несколько иная «сфера деятельности» — шпионаж. Считается, что эта красивая куртизанка не только очаровывала влиятельных мужчин, но и между делом выведывала у них государственные тайны (хотя, надо сказать, ряд историков сходится во мнении, что ее роль в мировой истории как шпионки весьма преувеличена).

В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на ее причастность к работе на Германию. Когда Мата Хари узнала об этом, она сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им. Во время разговора она случайно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного ее собеседникам немецкого агента-вербовщика.

В 1917 году она отправляется с незначительной миссией в Мадрид. В результате подозрения французов в шпионаже окончательно подтвердились: ими был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж.

Возможно, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Маргарета Зелле, известная всем как Мата Хари, была признана виновной и расстреляна на французском военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917 года.

Как утверждают теперь историки и адвокаты, французский военный суд вообще подтасовал факты. Мата Хари действительно «выкачивала» деньги из представителей элиты Германии и Франции, но она никогда не продавала информацию. По мнению адвокатов, суд над Матой Хари был показательным: Франции требовалось громкое дело, которое продемонстрировало бы, как хорошо работают французские спецслужбы. Была и другая причина: развлечения богатых парижан раздражали французов-обывателей, родственники которых в это время погибали на войне.

Хелена Майер

немецкая фехтовальщица, олимпийская чемпионка

Хелена Майер родилась 20 декабря 1910 года в городе Оффенбахе, в семье врача. Спортом Хелена увлекалась с самого детства – занималась верховой ездой, плаванием, лыжами и фехтованием.

В 1926 году, в возрасте 15 лет, она завоевала чемпионский титул на соревнованиях по фехтованию среди женщин Веймарской республики. Спустя два года добилась первого международного успеха на соревнованиях в Лондоне. Через полгода был чемпионат Италии, где ставшую уже знаменитой фрау Майер принимал Муссолини. А в 1929 году на международном турнире по фехтованию в родном Оффенбахе она победила во всех дисциплинах, в которых выступала. В 1930 году очередную победу спортсменке принес чемпионат Германии в Майнце. Лишь только в 1931 году Хелена Майер уступила свой титул непобедимой фехтовальщицы бельгийской спортсменке Дженни Адамс, отказавшись от выступления в Европейском турнире из-за смерти отца.

На первой Олимпиаде, в которой участвовала Хелена Майер (1928 год, Амстердам), она завоевала «золото». Уже тогда на перспективную спортсменку обратило внимание руководство Германии. Вскоре она как «представительница истинной арийской расы» (Хелена обладала нордической внешностью, была высокой, худощавой и белокурой) была приглашена в сборную страны, готовившуюся к выступлению на Олимпиаде 1936 года в Берлине. По задумке Адольфа Гитлера эти Игры должны были показать превосходство немецкой нации над всеми остальными. Правда, незадолго до проведения Олимпиады выяснилось, что в жилах Майер течет и еврейская кровь. От участия в Играх ее не отстранили, но и восславлять перестали.

На этих соревнованиях Хелена Майер завоевала серебряную медаль. В числе других победителей ее пригласили на прием, устраиваемый руководством страны в честь окончания Олимпиады. Гитлер, прекративший на время проведения Игр ради приличия перед лицом иностранных гостей всякие проявления антисемитизма, лично пожал спортсменке руку и поблагодарил за награду, выигранную ею «для всей национал-социалистической Германии». Сама же Майер, стоя на пьедестале почета, отдала по всей форме нацистский салют.

И все же в 1940 году, в разгар Второй мировой войны, она покинула родину и переехала в США, сменив фамилию на Мейер. И очень вовремя. Дядя великой спортсменки, несмотря на все ее заслуги перед государством, был отправлен в концлагерь и замучен до смерти.

Скончалась знаменитая фехтовальщица Хелена Майер в Америке 15 октября 1953 года.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments