15 Октября нас покинули

15 Октября нас покинули

Тадеуш Костюшко

польский и американский военный и политический деятель

  • 4 февраля 1746                           275 лет назад
  • 15 октября 1817                          204 года назад

Тадеуш Костюшко – известный военный и политический деятель Речи Посполитой и США, принимавший участие в Войне за независимость США и в освободительном движении Польши, национальный герой Белоруссии, Литвы, Польши, США, почётный гражданин Франции.

Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко (польск. Andrzej Tadeusz Bonawentura Kościuszko) родился 4 февраля 1746 года (по некоторым сведениям 30 ноября 1745 года) в селе Меречёвщина в Королевстве Польском (сейчас Беларусь).

В Варшаве и Париже Тадеуш Костюшко получил военное образование. В 1776 году он из Варшавы приехал в Америку и вступил в войну на стороне американских колонистов, целью борьбы которых была независимость от Англии. Тадеуш Костюшко стал инженером и полковником войск Континентальной армии, а также построил укрепления в Вест Пойнте.

После окончания войны Костюшко удостоился звания бригадного генерала армии США, получил собственный участок земли, и стал получать ежегодную пенсию. Но спокойная мирная жизнь была не по нему.

В 90-е годы 18-го века в Польше был подъем национально-освободительного движения. В 1792 году Тадеуш Костюшко вернулся на свою родину и сражался отважно, но без особого успеха, против русских войск, напавших на Польшу. В 1794 он стал главнокомандующим армии, успешно освободил Варшаву от нападения русских и прусских войск.

10 октября 1794 года армия Тадеуша Костюшко была разгромлена русскими войсками под Мацеевичами, а сам он был тяжело ранен и взят в плен. В 1796 году Костюшко был освобожден из Петропавловской крепости.

Первоначально он направился в Америку, но уже в 1798 году поселился под Парижем. Отказавшись от сотрудничества с Наполеоном, Костюшко позднее, в 1815 году, отказался и от приглашения Александра I возглавить администрацию Царства Польского после того, как узнал, что Речь Посполитая не будет восстановлена в границах 1772 года.

Тадеуш Костюшко умер 15 октября 1817 года в Швейцарии. На протяжении двух веков его имя продолжает быть окруженным ореолом героизма и свободы.

Михаил Клеофас Огинский

польский, белорусский и российский политический деятель

Михаил Клеофас ОгинскийМихаил Клеофас Огинский

Михаил Клеофас Огинский (польск. Michał Kleofas Ogiński) родился 25 сентября 1765 года неподалеку от Варшавы. Его семья принадлежала к высшим аристократическим кругам. Михаил с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы.

Его композиторский талант проявился в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил написанный им полонез «Прощание с Родиной» (полонез Огинского).

Михаил-Клеофас Огинский по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем. В 1794 году он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь».

Востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. «Для своего отряда я написал марш на свои слова». Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

Его полонезы в начале 19 века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей.

В 1817 году Огинский переехал в Вильно, а через пять лет, в 1823 году, ослабленное здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Скончался Михаил-Клеофас Огинский 15 октября 1833 года на 69-м году жизни во Флоренции.

Джордж Доу

английский художник

  • 8 февраля 1781                    240 лет назад
  • 15 октября 1829                   192 года назад

Джордж Доу в кругу семьиДжордж Доу в кругу семьи

Джордж Доу (англ. George Dawe) родился в Лондоне 8 февраля 1781 года в семье художника-гравера и карикатуриста. Первым его учителем был отец. После он обучался в лондонской Академии художеств, которую окончил в 1803 году.

После окончания учебы работал как мастер репродукционной гравюры, писал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма.

Очень быстро Доу стал модным портретистом, писал портреты знатных людей. Благодаря покровительству герцога Кентского присутствовал на Ахенском конгрессе глав государств Священного союза, где был представлен Александру I. Александр I пригласил Доу в Россию для работы над Военной галереей Зимнего дворца.

Портрет Д.В. Давыдова (около 1828 года, Эрмитаж)

Портрет Д.В. Давыдова (около 1828 года, Эрмитаж)

С 1819 по 1829 годы Доу жил в Петербурге. Пользуясь шумным успехом в свете, Доу написал немало других выразительных портретных образов – П.А. Межакова с супругой, М.Я. Нарышкину с детьми, генерал-лейтенанта, поэта “Пушкинской плеяды” Дениса Давыдова, адмирала А.С. Шишкова, большие портреты фельдмаршала Кутузова и генерала Барклая-де-Толли.

В 1820 году Доу был избран почетным членом Петербургской Академии художеств, а в 1828 году получил звание первого портретного живописца русского императорского двора.

Но в 1829 году у Доу усиливаются проблемы с дыханием (на протяжении всей жизни у него была лёгочная недостаточность из-за перенесённой в детстве болезни), и он возвращается в Лондон.

Умер Джордж Доу 15 октября 1829 года в Кентиш-Тауне, был похоронен в крипте собора святого Павла. На его похоронах присутствовало множество художников и представителей российского посольства.

 

Надежда Ламанова

российский и советский модельер, художник театрального костюма

  • 26 декабря 1861                             160 лет назад
  • 15 октября 1941                               80 лет назад

Портрет Надежды Ламановой работы Валентина Серова (1911, )Портрет Надежды Ламановой работы Валентина Серова (1911, )

Выдающийся русский и советский модельер, театральный художник по костюму – Надежда Ламанова создавала костюмы для супруги последнего российского императора, а в после революционные годы стала и основоположницей новой советской моды, в которой проводила практичность, индивидуальность и художественность.

Надежда Петровна Ламанова родилась (14) 26 декабря 1861 года в селе Шутилово Нижегородской губернии, в семье военных. Её мама Надежда Александровна Лишева была дочерью генерал-майора, а отец Пётр Михайлович Ламанов – полковником. Семья их была не очень богата, но с ранних лет Надежда была окружена творческой атмосферой – отец увлекался музыкой, а мама с помощью домашней портнихи придумывала красивые наряды для себя и своих дочерей, которых в семье было пять.

Творческая атмосфера и финансовая нужда семьи, огромное влияние идей Чернышевского в романе «Что делать?», которое испытала Ламанова в годы учёбы в Мариинской женской гимназии, ранняя личная драма – потеря любимого человека, стремление к экономической независимости, а также знакомство с известной нижегородской портнихой Татьяной Войткевич предопределили жизненный выбор Надежды Ламановой. Так, около 1880 года началась её карьера моделиста, а уже через 5 лет, в 1885-м, она открыла свою первую модную мастерскую в доме Батюшкова на Большой Никитской улице в Москве.

Расцвет дореволюционной мастерской Надежды Петровны пришёлся на конец 1890-х и продолжался до 1917 года. Ламановой, которая одевала русскую аристократию, было предоставлено звание Поставщицы Её Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и Поставщицы Её Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны.


Платье императрицы Александры Фёдоровны, созданное в мастерской Надежды Ламановой (Собрание Государственного Эрмитажа)

Ежегодно посещая Париж, где Ламанова закупала ткани, приклад и совершенствовала своё мастерство у французских кутюрье, она познакомилась с Полем Пуаре, который в 1911 году приехал в Россию и провёл лекции и модные показы в доме Ламановой на Тверском бульваре. Надежда Петровна одной из первых переняла опыт парижских домов моды сотрудничать с художниками и заказывала эскизы костюмов и орнаментов у Натальи Гончаровой, Льва Бакста.

В дореволюционные годы началось и другое знаковое направление творчества Ламановой – сотрудничество с театрами: с 1901 года модельер создавала костюмы для постановок Московского художественного театра, позднее сотрудничала с артистками «Оперетты Евгении Потопчиной», а с русской балериной Екатериной Васильевной Гельцер Ламанова состояла не только в деловых, но и в дружеских отношениях. Благодаря интересу к искусству, Надежда Петровна собрала значительную коллекцию, куда входили работы Серова, Борисова-Мусатова, Крымова.

Революция 1917 года вынудила Ламанову закрыть свою мастерскую и продать дом на Тверском бульваре, но не заставила эмигрировать модельера. Напротив, Ламанова приняла революцию как большую свободу творчества в области костюма и обратилась с письмом к наркому просвещения Анатолию Луначарскому о создании экспериментальной мастерской «Современный костюм». К работе над созданием современного костюма Ламанова привлекла художников – Кандинского, Родченко, Степанову, Генке.


Модели платьев работы Надежды Ламановой (1923-1925)

В 1923 году на I-ой Всероссийской выставке художественной промышленности Государственная академия художественных наук присудила работам мастерской под руководством Ламановой дипломом I степени. В 1925 году коллекция Надежды Ламановой была представлена на Всемирной выставке в Париже и удостоилась Гран-При. Также Ламанова выполняла модели для выставок в Лондоне, Лейпциге и Нью-Йорке.

Постреволюционный период творчества модельера тесно связан с театром и кино. В 1920-е годы она плодотворно сотрудничала с 3-й студией МХАТ – будущим театром имени Е.Б. Вахтангова – в том числе создав дамские платья для знаковой постановки театра «Принцесса Турандот».

В МХАТе Ламанова создала костюмы для десяток постановок, включая «Анну Каренину», «Безумный день или женитьбу Фигаро», «Отелло»… Также она сотрудничала с Театром Красной армии, Студией «Габима», Еврейским театром ГОСЕТ, Студией под руководством Рубена Симонова, создала женские костюмы для постановки «Мистерии-Буфф» к III конгрессу Коминтерна.


Модель платья из двух владимирских полотенец, разработанная Надеждой Ламановой (Альбом «Искусство в быту», 1925 год. Иллюстрация по модели – Веры Мухиной)

В кино самые значительные работы Ламановой ознаменованы сотрудничеством с Сергеем Эйзенштейном над фильмами «Александр Невский» и «Иван Грозный». Также в её костюмах предстала и героиня Любови Орловой в фильме «Цирк».

Плодотворная творческая жизнь Надежды Петровны Ламановой оборвалась осенью 1941 года, в дни, когда немцы подступали к Москве. Эвакуироваться с Московским Художественным Академическим Театром 14 октября она не успела, поэтому решила на следующий день уехать с младшей сестрой Марией Терейковской на дачу. По дороге в метро 15 октября из-за внезапного сердечного приступа Ламанова скончалась на руках Марии.

Мата Хари

танцовщица и куртизанка голландского происхождения, известная шпионка

  • 7 августа 1876                        145 лет назад
  • 15 октября 1917                     104 года назад

Мата ХариМата Хари

Мата Хари — сценическое имя Маргареты Гертруды Зелле. Знаменитая исполнительница экзотических танцев она считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе, но мировую известность ей принес другой талант. Мата Хари — это еще и известная шпионка Первой мировой войны.

Мата Хари (англ. Mata Hari, настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле, нидерл. Margaretha Geertruida Zelle) родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды). Девочка рано осталась сиротой. Воспитывал ее крестный. Она прошла обучение в Лейдене, получила профессию воспитательницы детского сада.

В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной труппе. Позже, в Париже она сначала выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». А с 1905 года началась ее громкая слава как танцовщицы «восточного стиля».

Выступала она под псевдонимом Мата Хари, профессионально исполняя индийские и японские танцы, в модных салонах Парижа, Монте-Карло, Берлина, Вены, Милана, Мадрида… Некоторые ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу. Пользуясь огромным успехом у мужчин, Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой в Европе.

Однако мировую славу ей принесла несколько иная «сфера деятельности» — шпионаж. Считается, что эта красивая куртизанка не только очаровывала влиятельных мужчин, но и между делом выведывала у них государственные тайны (хотя, надо сказать, ряд историков сходится во мнении, что ее роль в мировой истории как шпионки весьма преувеличена).

В 1916 году у французской контрразведки появились первые указания на ее причастность к работе на Германию. Когда Мата Хари узнала об этом, она сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им. Во время разговора она случайно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного ее собеседникам немецкого агента-вербовщика.

В 1917 году она отправляется с незначительной миссией в Мадрид. В результате подозрения французов в шпионаже окончательно подтвердились: ими был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж.

Возможно, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Маргарета Зелле, известная всем как Мата Хари, была признана виновной и расстреляна на французском военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917 года.

Как утверждают теперь историки и адвокаты, французский военный суд вообще подтасовал факты. Мата Хари действительно «выкачивала» деньги из представителей элиты Германии и Франции, но она никогда не продавала информацию. По мнению адвокатов, суд над Матой Хари был показательным: Франции требовалось громкое дело, которое продемонстрировало бы, как хорошо работают французские спецслужбы. Была и другая причина: развлечения богатых парижан раздражали французов-обывателей, родственники которых в это время погибали на войне.

Хелена Майер

немецкая фехтовальщица, олимпийская чемпионка

  • 20 декабря 1910                        111 лет назад
  • 15 октября 1953                         68 лет назад

Хелена МайерХелена Майер

Хелена Майер (нем. Helene Mayer) родилась 20 декабря 1910 года в городе Оффенбахе, в семье врача. Спортом Хелена увлекалась с самого детства – занималась верховой ездой, плаванием, лыжами и фехтованием.

В 1926 году, в возрасте 15 лет, она завоевала чемпионский титул на соревнованиях по фехтованию среди женщин Веймарской республики. Спустя два года добилась первого международного успеха на соревнованиях в Лондоне. Через полгода был чемпионат Италии, где ставшую уже знаменитой фрау Майер принимал Муссолини. А в 1929 году на международном турнире по фехтованию в родном Оффенбахе она победила во всех дисциплинах, в которых выступала. В 1930 году очередную победу спортсменке принес чемпионат Германии в Майнце. Лишь только в 1931 году Хелена Майер уступила свой титул непобедимой фехтовальщицы бельгийской спортсменке Дженни Адамс, отказавшись от выступления в Европейском турнире из-за смерти отца.

На первой Олимпиаде, в которой участвовала Хелена Майер (1928 год, Амстердам), она завоевала «золото». Уже тогда на перспективную спортсменку обратило внимание руководство Германии. Вскоре она как «представительница истинной арийской расы» (Хелена обладала нордической внешностью, была высокой, худощавой и белокурой) была приглашена в сборную страны, готовившуюся к выступлению на Олимпиаде 1936 года в Берлине. По задумке Адольфа Гитлера эти Игры должны были показать превосходство немецкой нации над всеми остальными. Правда, незадолго до проведения Олимпиады выяснилось, что в жилах Майер течет и еврейская кровь. От участия в Играх ее не отстранили, но и восславлять перестали.

На этих соревнованиях Хелена Майер завоевала серебряную медаль. В числе других победителей ее пригласили на прием, устраиваемый руководством страны в честь окончания Олимпиады. Гитлер, прекративший на время проведения Игр ради приличия перед лицом иностранных гостей всякие проявления антисемитизма, лично пожал спортсменке руку и поблагодарил за награду, выигранную ею «для всей национал-социалистической Германии». Сама же Майер, стоя на пьедестале почета, отдала по всей форме нацистский салют.

И все же в 1940 году, в разгар Второй мировой войны, она покинула родину и переехала в США, сменив фамилию на Мейер. И очень вовремя. Дядя великой спортсменки, несмотря на все её заслуги перед государством, был отправлен в концлагерь и замучен до смерти.

В Германию Хелена смогла вернуться лишь в 1952 году, где вышла замуж и поселилась в Мюнхене.

15 октября 1953 года знаменитая фехтовальщица Хелена Майер скончалась в Мюнхене от рака

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments