Чат неактивен

15 Мая в Истории

15 мая 1484 г.
536 лет назад

В Московском Кремле заложен Благовещенский собор

На соборной площади Московского Кремля по велению Великого князя Иоанна III Васильевича (6) 15 мая 1484 года состоялась закладка каменного здания Благовещенского собора – православного храма в честь Благовещения Богородицы. Псковские мастера возвели белокаменный собор за 5 лет. В 1489 году, (9) 18 августа, митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о 9 главах и построен по образцу греческих храмов 10 века. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы.

В настенной росписи на паперти Благовещенского собора есть изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения.

Благовещенский собор имеет сложную историю реконструкции. Он серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею».

Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком, одна из них – главная святыня храма – чудотворная икона Божией Матери Донская. До 18 века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

15 мая 1637 г.
383 года назад

В Голландии пышно отметили рождение черного тюльпана


Черный тюльпан

Известно, что родина тюльпанов – Греция, наиболее ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как «дульбаш», или «тюрбан», – чалма. Из Персии тюльпан попал в Турцию, где быстро завоевал сердца. Уже в 16 веке было большое разнообразие сортов. Там их разводили в сералях, так как жены султана считали, что эти цветы символизируют их расположение и любовь к повелителю.

В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привез их в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, директором которого был голландский ботаник, садовод Барль дель Эклю, более известный под именем Клузиус.

Так тюльпаны попали в Голландию, где им было суждено обрести громкую славу. В этой стране увлечение цветком достигло таких размеров, что превратилось в тюльпаноманию. За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения.

А вокруг истории рождения черного тюльпана бушевали просто «африканские» страсти. Так, негры Харлема захотели иметь свой черный тюльпан и обратились ко всем ботаникам мира с просьбой выполнить их просьбу. Победителю было обещано вознаграждение в 10 000 гульденов золотом. Этот тюльпан должен был рассказать миру, что черный цвет не менее прекрасен в сравнении с другими признанными цветами. И к тому же он явился бы символом, олицетворяющим красоту людей черной кожи. Долго бились ботаники над харлемским заказом, и наконец один из них вырастил черный, как южная ночь, тюльпан…

В честь рождения необычного черного тюльпана 15 мая 1637 года был объявлен грандиозный праздник. На торжества приглашались все ведущие ботаники и садоводы мира. Праздник открылся карнавальным шествием: по центральной улице Харлема шли мужчины в черных сутанах с тюльпанами в руках. За ними несли носилки, застланные белоснежным бархатом, в центре которых высилась хрустальная ваза с черно-лиловым тюльпаном…

…В марте 1986 года директор Национального института Голландии Хенк ван Дам заявил журналистам, что в лаборатории института выращены первые образцы абсолютно черных тюльпанов. Так, от опытного образца черного тюльпана, выращенного в 1637 году, до начала массового производства его прошло без малого 350 лет.

15 мая 1867 г.
153 года назад

Основано Российское общество Красного Креста

В 1854 году, во время Крымской войны, великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя. Эта Община стала прообразом Общества Красного Креста. (3) 15 мая 1867 года император Александр II утвердил Устав «Общества попечения о раненых и больных воинах», что стало датой основания Общества, которое в 1879 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Оно находилось под покровительством Императрицы Марии Александровны.

Россия была одной из первых стран в мире, где было создано общество Красного Креста. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. Отряды общества работали на полях сражений в период франко-прусской (1870-1871), греко-турецкой (1897), русско-японской (1904-1905), Первой мировой и других войн и конфликтов. РОКК помогало раненым воинам и в мирной жизни. Они получали бесплатное лечение, для увечных воинов открывались инвалидные дома, а для семей погибших – детские приюты, вдовьи дома, училища для сирот. Также деятельность РОКК была направлена на помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, пожаров, голода и эпидемий.

К концу 19 века РОКК представляло собой разветвленную структуру с широкой сетью местных учреждений в губернских и уездных городах. На свои средства РОКК открывало постоянные больницы, бесплатные столовые, ночлежки и приюты. Источниками финансирования являлись пожертвования частных лиц, проценты с ценных бумаг и различные сборы.

После Революции 1917 года гуманные традиции и ценный опыт РОКК были приняты новой организацией Советским Красным Крестом и получили широкое развитие в его деятельности. В 1934 году Советский Красный Крест был принят в Международную Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В годы Великой Отечественной войны Красным Крестом было подготовлено и направлено на фронт большое количество медсестер, дружинниц и санитаров. Они оказывали помощь раненым на полях сражений, работали в госпиталях, обслуживали санитарный транспорт, организовывали систему донорства и т.д.

18 воспитанниц Красного Креста были удостоены звания Героя Советского Союза. В послевоенное время Советский Красный Крест, как и прежде, помогал народам зарубежных стран в ликвидации опасных инфекционных заболеваний и в развитии здравоохранения. Санитарные отряды работали на ликвидации эпидемий в Маньчжурии, Польше, КНДР. Были открыты больницы в Иране, Эфиопии, Алжире, Северной Корее. В 1960-х годах для оказания медико-социальной помощи одиноким больным, ветеранам войны и труда на дому комитеты Общества создали службу патронажных медицинских сестер. При Аварии на Чернобыльской АЭС комитеты Общества проводили разъяснительную работу среди населения, оказывали помощь пострадавшим, отправляли в зараженные районы экологически чистые продукты.

В 1992 году, в связи с распадом СССР, был принят документ «О ликвидации Советского Красного Креста». Его правопреемником стало Российское общество Красного Креста (РОКК). Сегодня РОКК – это общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, и всю свою деятельность направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.

15 мая 1930 г.
90 лет назад

Американка Эллен Черч стала первой в мире стюардессой

Американка Эллен Черч (Ellen Church, 22 сентября 1904 — 22 августа 1965), медсестра из штата Айова, стала первой в мире стюардессой. Заинтересовавшись авиацией, Эллен поступила на летные курсы, но когда она обратилась к одному из менеджеров авиакомпании Boeing Air Transport с вопросом: будет ли у нее возможность стать пилотом, тот ответил, что считает гораздо более перспективной другую ее идею — ввести на воздушных кораблях новую должность, аналогичную должности проводника на железной дороге.

Руководство компании одобрило это предложение. Эллен Черч было предложено набрать группу из семи медсестёр не старше 25 лет и не тяжелее 115 фунтов (около 52 кг), готовых стать стюардессами за приличную по тогдашним меркам плату 125 долларов в месяц. После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полетам — и первый полёт в этой группе совершила сама Черч 15 мая 1930 года на рейсе Сан-Франциско — Шайенн.

В последующие три года почти все американские авиакомпании обзавелись отрядами стюардесс, и их появление действительно поспособствовало популяризации пассажирской авиации. Во время Второй мировой войны Эллен Черч служила медсестрой на медицинском самолёте, вывозившем раненых солдат из Северной Африки и Италии, а затем в санитарном поезде во Франции. Она была награждена рядом медалей. Аэродром Черч Креско в ее родном городе Креско назван в честь первой в мире стюардессы — Эллен Черч.

15 мая 1935 г.
85 лет назад

Состоялось открытие первой линии Московского метрополитена

В 1863 году в Лондоне было построено первое в мире метро – линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой. Уже тогда метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться.

Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло. В 1902 году инженеры П.Балинский и Е.Кнорре предложили проект, который предусматривал соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде.

Но городская Дума отклонила идею, обосновав отказ недостаточной проработанностью проекта. К тому же большую роль сыграло и существовавшее на тот момент трамвайное лобби, – в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль в городскую казну. Однако, через несколько лет к идее строительства метрополитена в Москве все же вернулись, причем уже сами городские власти. Население столицы стремительно росло, и, соответственно, обострялись транспортные проблемы. Но начавшаяся Первая мировая, затем гражданская война и последовавшие за ними экономические трудности и отсутствие кадров отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время.


Станция «Комсомольская»

В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году. Управлением московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из 4 диаметральных и 1 кольцевой линий, а в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства. Главным организатором строительства был назначен Л.Каганович. 15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена, и началось регулярное движение четырехвагонных поездов. Линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую», ее общая протяженность была 11,2 км. На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей.

Первоначально метрополитен столицы носил имя Л.Кагановича. В конце 1930-х годов было открыто еще две линии и несколько станций. Дальнейшие проекты строительства были отложены во время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, а когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, метро предполагалось уничтожить, чего, к счастью не произошло, и вскоре оно вновь начало функционировать


. Витражи на станции «Новослободская»

В послевоенные годы строительство продолжилось. В 1954 году было завершено сооружение «Кольцевой линии», а в 1960-е годы развивалась концепция радиальных линий, соединенных сначала лишь с Кольцевой, а затем радиусы были объединены в диаметральные линии. В 1958 году на станциях были установлены первые монетные турникеты. Московский метрополитен награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В настоящее время ежедневно услугами метрополитена пользуются в среднем более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов (это наивысший показатель в мире).

Сегодня Московский метрополитен – это 12 линий, протяженностью более 325 км, на которых расположены 194 станции. Многие станции меняли свои названия, а некоторые – и не по разу. Также в состав метрополитена входит монорельсовая дорога. И, конечно же, Московское метро всемирно известно богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма.

15 мая 1945 г
75 лет назад

Московское радио передало последнюю оперативную сводку Совинформбюро

«От Советского информбюро…». Этими словами, произнесенными знакомым всему миру голосом диктора Юрия Левитана, начинались фронтовые сводки с первых дней Великой Отечественной войны. Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ) было создано на третий день войны – 24 июня 1941 года – на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) с целью «…освещать в печати и по радио международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны». Но перед Совинформбюро была поставлена и более широкая задача – стать первым в истории страны органом внешнеполитической пропаганды. В состав Совинформбюро входили военный отдел, отдел контрпропаганды, отдел международной жизни, литературный и другие отделы.

Все сводки Совинформбюро в обязательном порядке доставлялись Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину. Большинство известных советских писателей сотрудничало с СИБ. Среди них – Вера Инбер, Валентин Катаев, Евгений Петров, Борис Полевой, Константин Симонов, Николай Тихонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Константин Федин, Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Илья Эренбург и многие другие. Под руководством СИБ работали антифашистские комитеты и организации: Еврейский антифашистский комитет, Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи и другие. Их задачей также являлась консолидация советского народа и мировой общественности в борьбе против фашизма.

Последняя оперативная сводка от Совинформбюро вышла на московском радио 15 мая 1945 года. Тогда Юрий Левитан сообщил: «Прием пленных немецких солдат на всех фронтах закончен». Всего за годы Великой Отечественной войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок. В послевоенный период Совинформбюро было передано в ведение Совета Министров СССР, его штат увеличен, а основное внимание сосредоточено на освещении внутренней и внешней политики СССР за рубежом и событий в странах народной демократии.

В 1953 году Совинформбюро вошло в состав Министерства культуры СССР, а в 1957-м передано в ведение Государственного Комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР. Постановлением ЦК КПСС от 5 января 1961 года Совинформбюро было ликвидировано и на его базе создано Агентство печати «Новости» (АПН).

15 мая 2018 г.

2 года назад

Состоялось открытие Крымского моста

Состоялось открытие Крымского моста Вид на Крымский мост

15 мая 2018 года состоялось знаменательное событие в истории современной России. В этот день прошла официальная церемония открытия Крымского моста, именуемого также и Керченским.

Идеи строительства моста, соединяющего Керченский и Таманский полуострова, то есть соединяющего материковую часть России с Крымом, рождались ещё в 19 веке.

 К строительству моста было привлечено огромное число специалистов: конструкторов, инженеров, экологов, археологов. На стройке трудилось свыше 10000 человек, а в пиковые периоды численность рабочих достигала 15 тысяч. К разработке проекта и его реализации было привлечено свыше 200 организаций-смежников со всей страны.

19 марта 2014 года Президент РФ поставил перед министерством транспорта задачу строительства в наиболее возможно сжатые сроки транспортного перехода через Керченский пролив. Переход должен был включать в себя как автомобильную, так и железнодорожную магистрали. К лету 2014 года уже была подготовлена предварительные смета и план строительства. Было решено отказаться от идеи тоннеля, а также от идеи строительства моста от косы Чушка, чтобы не нарушать на время строительства действующую паромную переправу.

В феврале 2016 года начались непосредственные работы по возведению моста, чему предшествовали подготовительные строительные работы.

Всего два года и два месяца потребовалось строителям, чтобы ввести в строй автодорожную часть моста. В апреле 2018 года на этой части моста уже была произведена укладка асфальта и контрольные работы, после чего 15 мая 2018 года состоялась торжественная церемония открытия автодорожной части Крымского моста. В церемонии открытия принял участие Президент России В.В. Путин, севший за руль КамАЗа, двинувшегося по мосту первым. Переход колонны автомашин по мосту занял всего 16 минут.

Крымский мост общей протяжённостью 19 километров стал самым длинным из построенных Россией мостов. Он является и самым длинным в Европе. Мост начинается на полуострове Тамань вблизи одноимённой станицы, проходит над Керченским проливом, островом Тузла, огибает мыс Ак-Бурун и заканчивается на Керченском полуострове. Над судоходной частью Керчь-Еникальского канала высота пролётов моста составляет 35 метров, не препятствуя, таким образом, прохождению под мостом судов.

Сдача автомобильной части моста, запланированная на декабрь 2018 года, прошла досрочно.

Церемония открытия моста завершилась поздравлением всех россиян главой государства, главой Республики Крым, в котором они выразили благодарность строителям и всем, кто принимал участие в проектировании и возведении моста. После митинга состоялся праздничный концерт с выступлением звёзд российской эстрады.

16 мая 2018 года открылось движение автотранспорта массой до 3,5 тонн по Крымскому мосту, и к концу дня общая численность пересёкших мост в обоих направлениях автомобилей составила около 14 000 единиц, а к середине июля по мосту проехало свыше 1 миллиона автомобилей.

С 1 октября 2018 года автомобильный мост был открыт для грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонн. Усилия строителей моста были обращены к его железнодорожной части, которую торжественно запустили в декабре 2019 года для пассажирских поездов.

Открытие Крымского моста (именно это название стало официальным) с пропускной способностью не менее 40 000 автомобилей и 47 пар поездов в сутки не просто стало важным шагом для решения вопросов социально-экономического характера в регионе, но и превратилось в настоящий символ единения России и Крыма.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments