14 Января

14 января 1506 г.
510 лет назад

В Риме была найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»


14 января 1506 года в Риме была найдена и перевезена в Ватиканский музей скульптура «Лаокоон и его сыновья».

Шедевр древней скульптуры по времени создания относится примерно к 1 веку до нашей эры. По свидетельству Плиния, Лаокоон находился в доме императора Тита. Это произведение трех родосских скульпторов — Агесандра, Полидора и Афинодора.

Сюжет Лаокоона почерпнут из сказаний о Троянской войне и очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия. Первоначально существовало мнение, что скульптура иллюстрирует текст Вергилия, но, повидимому, она ему предшествует: «Энеида» была написана позже.

«Бойтесь данайцев, дары приносящих!». Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствовавших грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого. Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы и неотвратимость гибели очевидны.

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине 18 века посвятил Лаокоону специальное исследование. Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильнейшую боль, сумели подчинить статую требованиям красоты. Лаокоон изображен не кричащим, а лишь стонущим. Сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны. Греческое искусство и раньше изображало гибель героев, но то была гибель в борьбе. Здесь же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он предостерегал троянцев. Тем более ни в чем не виноваты его дети.

К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о беспомощности человека. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет больше веры в разумность миропорядка.

В настоящее время истинным античным шедевром можно полюбоваться в Ватиканском музее.

14 января 1700 г.
316 лет назад

Петр I повелел дворянам носить европейские костюмы


На Петровской ассамблее все были одеты по европейской моде

Первая четверть 18 века была отмечена подъемом русской культуры, науки, литературы и создания целой системы образовательных и научных учреждений. Для обучения специалистов создавались школы, и многие дворяне, а в отдельных случаях купцы и мастера, направлялись за границу для получения образования.

Значительно изменился и быт господствующего класса. По возвращении из первого заграничного путешествия в августе 1698 года на первом же пиру Петр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким поздравлявшим его боярам. Духовенство считало брадобритие смертельным грехом, указывая, что на иконах святые пишутся с бородой и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду.

Несмотря на это, было приказано бриться. Русские люди должны были преобразовать свою внешность в соответствии с западной модой. Позднее разрешалось взамен бритья платить высокий налог. Богатейшие купцы должны были платить по 100 рублей в год, если желали сохранить бороду, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Особый «бородовый знак» выдавался тем, кто уплатил этот налог. Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по 1 копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за нее.

1 января 1700 года последовал перевод на юлианский календарь. А 14 января 1700 года в Москве был объявлен именной указ Петра I «О ношении платья на манер Венгерского», в котором было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы… Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платья по иноземным модам.

В прежнее время женщины в боярских семьях жили замкнуто, проводя время в тереме. Петр приказал ввести балы и собрания, называвшиеся «ассамблеями», которые устраивались попеременно в домах вельмож; женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера. В зале для танцев ставились также стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки: стоял дым и стук, но игра в карты не допускалась.

Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.

14 января 1814 г.
202 год назад

В Петербурге открылась для общего посещения Императорская Публичная библиотека


Императорская Публичная библиотека

(2) 14 января 1814 года в Петербурге открылась для общего посещения Императорская Публичная библиотека. В праздничном открытии участвовали более двухсот человек. В их числе были Г.Р. Державин, О.А. Кипренский, А.Х. Востоков, В.П. Стасов.

Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе, и 18 век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси. Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из «просвещенных дворян», способствовать наращиванию слоя образованных «государственных людей», потребность в которых ощущалась все более.

Не решало проблему и появление в первой половине 18 века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и других). Не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, Екатерина II обратила свое высочайшее внимание на такой важный источник народного просвещения, как публичная государственная библиотека. Именно Екатерина, за полтора года до своей кончины, одобрила проект создания в Санкт-Петербурге Императорской библиотеки.

По замыслу императрицы национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно «образцу знатнейших публичных библиотек» Европы, хранивших архивы национальной печати и памятников письменности, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная. Она была учреждалась «в пользу любителей учености и просвещения», предназначалась для «публичного употребления» и ставила целью «общественное просвещение россиян». С ее появлением открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России.

Ежегодно в первые годы библиотеку посещало около шестисот читателей. Это были самые разные по общественному положению и происхождению люди. Купцы, ученые, мещане, учащиеся, чиновники, военные, представители духовенства и первые читательницы приобретали билеты на право посещения библиотеки. Среди читателей первых лет были Н.И. Лобачевский, Ф.П. Литке, В.К. Кюхельбекер.

Библиотека и в нынешнее время пользуется большим спросом. В наши дни она называется Российская национальная (Публичная) библиотека. Ее фонд за это время значительно вырос. Только по количеству книг изданных до 1917 года библиотека обладает крупнейшим в мире фондом.

14 января 1980 г.
36 лет назад

Чрезвычайная сессия Генассамблеи ООН осудила ввод советских войск в Афганистан


К 15 февраля 1989 года все воинские части СССР были полностью выведены из Афганистана
К середине 1970-х годов был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США. В этот период происходит сближение позиций СССР с государствами Западной Европы и США.

Серьезным подрывом доверия к Советскому Союзу, его мирным устремлениям явилось решение о введении советских войск в Афганистан. Решение было принято узким кругом политического руководства СССР во главе с Л.И. Брежневым.

В Афганистане в ходе восстания 27 апреля 1978 года к власти пришло правительство, ориентировавшееся на поддержку СССР. Была провозглашена Демократическая Республика Афганистан (ДРА). Попытки социалистических преобразований в стране, где не было никаких предпосылок социализма, вызвали массовое сопротивление новому режиму. Руководство ДРА обратилось к СССР с просьбой оказать республике военную помощь.

В декабре 1979 года на территорию Афганистана были введены советские войска. Вначале предполагалось, что они будут поддерживать правительственные войска и не будут вмешиваться во внутренние дела соседней страны. Но правительственные войска постепенно утрачивали боеспособность и перестали существовать как серьезная боевая сила. Основная тяжесть ведения войны легла на плечи Советской армии. Так СССР оказался втянутым в чуждую ей междоусобную войну.

Во всем мире решение о вводе войск в Афганистан было воспринято как агрессия.

14 января 1980 года Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Запад ответил на ввод войск широкомасштабными экономическими и политическими санкциями. В исламском мире афганские события спровоцировали рост исламского фундаментализма.

14 апреля 1988 года были подписаны Женевские соглашения по урегулированию афганского вопроса. К 15 февраля 1989 года все воинские части СССР были полностью выведены из Афганистана.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments