14 Сентября ушли из жизни

14 Сентября ушли из жизни

Данте Алигьери
итальянский поэт и мыслитель, создатель итальянского литературного языка
21 мая 1265 — 14 сентября 1321
751 год назад 695 лет назад


Творчество Данте оказало огромное влияние на развитие итальянской литературы и европейской культуры в целом. В СССР в 1966 году при Научном совете по истории мировой культуры Академии Наук СССР была создана постоянно действующая Дантовская комиссия.

Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri) родился (по одной из версий) 21 мая 1265 года во Флоренции. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству. О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.

Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297 годам, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 года был изгнан и лишен гражданских прав, а затем и вообще приговорен к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.

В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292).

Затем были философские и политические трактаты – «Пир», «О народной речи» (1307), «Послания» (1316) – являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» (1313) Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.

Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки и особенно политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Данте волнует судьба Италии, раздираемой междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви.

«Божественная Комедия» – поэтическая энциклопедия средних веков – непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.

Последние годы жизни поэт провел в Равенне, где незадолго до смерти завершил «Божественную Комедию». Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 года от малярии.

Джованни Кассини
итальянский астроном
8 июня 1625 — 14 сентября 1712
391 год назад 304 года назад


Джованни Доменико Кассини родился 8 июня 1625 года в городе Перинальдо в Генуэзской республике. Образование получил в иезуитской школе в Генуе и в аббатстве Сан-Фруктуозо.

С 1644 по 1650 годы трудился в обсерватории маркиза Мальвазиа возле Болоньи, а затем обучался астрономии у Риччоли и Гримальди. В 1650 году Кассини становится профессором математики и астрономии в университете Болоньи и работает там вплоть до 1669 года.

Именно в Болонье астроном впервые сделал позиционные наблюдения Солнца и составил свои знаменитые солнечные таблицы, которые были обнародованы в 1662 году. С 1664 года он занимается наблюдением за планетами, используя телескопы с хорошими оптическими характеристиками. Кассини первым смог определить период вращения планеты Юпитер и дал объяснение системе полос на нём.

В 1666 году астроном установил период осевого вращения Марса. А через два года написал теорию и сформировал таблицы движения спутников планеты Юпитер.

В 1693 году Кассини окончательно уточнил свои астрономические таблицы и основал на законе синусов теорию атмосферной рефракции. В 1696 году он становится директором Парижской обсерватории и членом академии наук Франции.

14 сентября 1712 года великий астроном Джованни Кассини скончался в Париже.

Семен Венгеров
русский литературный критик, историк литературы, редактор, библиограф
17 апреля 1855 — 14 сентября 1920
161 год назад 96 лет назад


Семен Афанасьевич Венгеров родился (5) 17 апреля 1855 года в Лубнах Полтавской губернии. Он получил разностороннее образование – обучался на дому, затем в гимназии в Петербурге, в Медико-хирургической академии, а также на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Экстерном сдал экзамен по историко-филологическому факультету в Юрьевском университете.

С 1890 года Венгеров целиком отдался историко-литературной и библиографической деятельности. Надо сказать, что печататься он начал с 17 лет. Сотрудничал со многими журналами. В 1897 году Семен Афанасьевич начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но спустя два года был отстранен от преподавания за левизну. Только после революции 1905 года он смог вернуться в университет.

Венгеров написал много трудов. Его взгляды на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся, как историк русской литературы.

Несомненное значение Венгерова для русского литературоведения заключено в отдельных, монографических изучениях (его работы о Дружинине, Аксаковых, Белинском, Писемском, Гончарове, Гоголе), сыгравших в свое время стимулирующую роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора.

Умер Венгеров Семен Афанасьевич 14 сентября 1920 года в Москве.

Айседора Дункан
американская танцовщица, жена Сергея Есенина
27 мая 1877 — 14 сентября 1927
139 лет назад 89 лет назад


Айседора Дункан Айседора Дункан и Сергей Есенин

Дункан называли гениальной, сравнивали с «родоначальниками новых эпох и стилей». Многие критики находили, что Айседора перевернула и танец, и повседневность. В концертных выступлениях она использовала классическую музыку, иллюстрируя танцем произведения Л.Бетховена, П.Чайковского… Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. Айседора Дункан, урожденная Дора Анджела Дункан, родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, штат Калифорния, США. Ее отец, обанкротившись, сбежал из семьи еще до рождения дочери, мать одна воспитывала четырех детей. Уже в пять лет маленькую Дору отдали в школу, но в 13 она ее бросила и начала серьезно заниматься танцами и музыкой. В 1896 году она уехала покорять Чикаго, где неудачный роман с женатым мужчиной положил начало несчастьям в ее личной жизни. Свои выступления Айседора Дункан начала со светских вечеринок. Ее, танцевавшую босиком, воспринимали как экзотическую диковинку. В 1903 году она впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Тогда же Дункан вместе с семьей совершила поездку в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, стремясь органически связать танец и музыку.

В 1907 году Айседора Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге, где познакомилась со Станиславским. А в 1921 году по приглашению Луначарского приехала работать в Россию, приняла российское гражданство и вышла замуж за Сергея Есенина. Их брак продолжался чуть больше года. В 1924 году Айседора вернулась в США. Айседора Дункан танцевала босиком, используя в танце древнегреческую пластику. Ее считают основоположницей свободного танца. В России у нее нашлись последователи – «пластички», или «босоножки». Особо талантливые из них – Алексеева и Руднева – создали собственные студии пластики и музыкального движения. Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Айседора Дункан мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Она также значительно повлияла на моду своего периода, предпочитая свободные летящие одежды. Особое влияние на Дункан оказал Ницше. Она написала книгу «Танец будущего», где, люди, описанные в ее книге, как Заратустра у Ницше, видели себя пророками будущего и это будущее воображали в радужных тонах. 14 сентября 1927 года Айседора Дункан погибла в результате несчастного случая в Ницце, задушенная шелковым шарфом, намотавшимся на ось колеса автомобиля. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Николай Черкасов
советский актер театра и кино, Народный артист СССР
27 июля 1903 — 14 сентября 1966
113 лет назад 50лет назад

Николай Черкасов – единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград – советского ордена Александра Невского.

Николай Константинович Черкасов родился (14) 27 июля 1903 года в Петербурге, в семье железнодорожного служащего. В 1919 году он поступил в студию мимистов и вскоре был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. В 1927 году Черкасов окончил Институт сценических искусств, тогда же состоялся его дебют в кино. Это была немая картина «Поэт и царь». Следующими его работами в кино стали роли в фильмах «Его превосходительство», «Мой сын» и «Луна слева». В 1932 году он удачно сыграл в первом звуковом фильме «Встречный».

В 1934 году Черкасов поступил в труппу Ленинградского академического театра имени А.С. Пушкина, которому посвятил всю свою творческую жизнь. В дальнейшем он сыграл в таких спектаклях, как «Грозовой год» Каплера и Златогоровой, «Великий государь» Соловьева, «Жизнь в цвету» Довженко, «Дон Кихот» Булдакова и других. Но настоящая слава пришла к Черкасову благодаря кино. В 1934 году он снялся в комедии А.Зархи и И.Хейфица «Горячие денечки». Год спустя режиссер В.Вайншток предложил ему роль в «Детях капитана Гранта». Успех этого фильма был настолько огромен, что после него посыпались предложения от многих режиссеров, а предлагаемые роли были непохожие одна на другую. В 1936 году Черкасов одновременно снялся в исторической ленте В.Петрова «Петр Первый» и в исторической драме А.Зархи и И.Хейфица «Депутат Балтики». Ни один советский фильм еще не удостаивался таких оваций, а сам актер был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. После этого успеха Николай Черкасов – актёр необычайно широкого творческого диапазона – создал в кино целый ряд художественных портретов выдающихся исторических деятелей. В 1938 году Николай снялся в главной роли в фильме С.Эйзенштейна «Александр Невский» и в картине «Ленин в 1918 году». В первые месяцы войны Черкасов вместе с Театром им.Пушкина был эвакуирован в Новосибирск. Там он создал творческую бригаду и отправился с концертами на корабли Балтийского флота и в осажденный Ленинград. В 1943 году актера вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме «Иван Грозный» С.Эйзенштейна. На рубеже 1940-50-х годов Черкасов продолжал много сниматься в кино.

В основном это были роли в историко-биографических картинах: «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Римский-Корсаков»… В 1957 году на экраны вышел фильм Г.Козинцева «Дон Кихот», где Черкасов снялся в главной роли. Фильм имел большой успех. Продолжал он работать и в Театре имени А.С. Пушкина, где создал множество незабываемых образов в спектаклях: «Бег» Булгакова, «Все остается людям» С.Алешина, «Борис Годунов», «Петр I», «Жизнь в цвету», «Ревизор», «Маленькие трагедии» и др. Также актер активно занимался и общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов и членом Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил практически полмира. Народный артист СССР, лауреат различных государственных премий, Черкасов был награжден многими орденами и медалями. Он автор нескольких книг. Умер Николай Константинович Черкасов 14 сентября 1966 года в Ленинграде, был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. В последний путь актера провожали тысячи ленинградцев.

Михаил Зенкевич
русский поэт и переводчик
21 мая 1891 — 14 сентября 1973
125 лет назад 43 года назад


Михаил Александрович Зенкевич родился (9) 21 мая 1891 года в Саратовской губернии, в учительской семье.

После окончания 1-й Саратовской гимназии в 1904 году он уехал на два года в Германию, где изучал философию в университетах Йены и Берлина. С 1907 года Зенкевич живет в Петербурге. В 1914 году оканчивает юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Первые стихотворения Зенкевича появились в печати еще в 1906 году в журнале «Жизнь и школа». На страницах петербургских журналов – «Весна», «Образование», «Современный мир» – Зенкевич публикуется, начиная с 1908 года.

В 1911 году Михаил Александрович стал одним из соучредителей «Цеха поэтов», который возглавил Гумилев и в который входили О.Мандельштам, А.Ахматова и В.Нарбут.

В 1912 году он выпустил первую книгу «Дикая порфира». Книга имела огромное число откликов в различных изданиях. Рецензии о ней оставили Н.Гумилев, В.Брюсов, С.Городецкий, Б.Садовской. По словам автора, в этой книге он «старался поэтически выразить научную тематику» и свое увлечение геологией и естествознанием.

Октябрьскую революцию Зенкевич встретил в Петрограде, но вскоре уехал в Саратов, где работал в отделе искусств газеты «Саратовские известия». Вскоре вышел его второй сборник «Четырнадцать стихотворений».

В 1919 году Зенкевича призвали в Красную Армию, и три года он служил секретарем полкового суда, секретарем-протоколистом трибунала при штабе Кавказского фронта, лектором пехотно-пулеметных курсов. Но не оставил он и литературное творчество – в 1921 году вышел его новый поэтический сборник «Пашня танков», в котором отразились военные впечатления поэта. Сборники «Лирика» и «Порфибагр» были подготовлены к печати, но так и не изданы.

После службы в армии Зенкевич продолжил активную литературную деятельность в Саратове – выступал с докладами о творчестве А.Блока, В.Хлебникова и других поэтов, преподавал в «Литературной мастерской». В 1923 году он переехал в Москву и начал работать секретарем журнала «Работник просвещения». В последующие годы Михаил Александрович работал редактором отдела иностранной литературы в издательстве «Земля и фабрика», в Гослитиздате, заведовал отделом поэзии в журнале «Новый мир».

В советский период Зенкевич больше занимался художественным переводом. Его первая переводная работа (стихи В.Гюго) была опубликована еще в 1923 году. Он переводил с французского, немецкого, английского и писал стихи. В 1920–1930-е годы вышли его сборники «Под пароходным носом» (1926), «Поздний пролет» (1928), «Машинная страда» (1931) и др.

Но особенно много Зенкевич переводил американскую поэзию, был соредактором известной антологии «Поэты Америки 20 века». Результатом в последствии, стали его книги «Из американских поэтов» (1946), «Поэты ХХ века. Стихи зарубежных поэтов в переводах М. Зенкевича» (1965), «Американские поэты в переводах М.Зенкевича» (1969) и другие.

В годы Второй мировой войны в действующую армию Зенкевича не взяли по состоянию здоровья. Но он часто выезжал на фронт с чтением своих стихов, выступал по радио, готовил сборники переводной антифашистской поэзии.

После войны Зенкевич продолжил заниматься переводами, писал стихи и руководил литобъединением при клубе МГУ. В 1960 году состоялась знаменательная для него поездка в США, во время которой Зенкевич познакомился с Р.Фростом, М.Голдом и другими американскими писателями. В 1960-е годы он также посетил Великобританию, Венгрию, Югославию. В Болгарии ему был вручен орден Кирилла и Мефодия 1-й степени за просветительскую деятельность.

В 1962 году, после долгого перерыва, вышла книга стихов поэта «Сквозь грозы лет», а незадолго до его смерти вышла книга «Избранное» (1973).

Зенкевича по праву называют одним из основателей «советской школы» поэтического перевода. Но заявил он о себе и как поэт редкими, но порой очень сильными стихами.

Умер Михаил Александрович Зенкевич 14 сентября 1973 года в Москве.

Грейс Келли
американская актриса, княгиня Монако
12 ноября 1929 — 14 сентября 1982
87 лет назад 34 года назад


На счету Грейс Келли чуть более десятка фильмов, но она сумела стать обладательницей премии «Оскар» и завоевать славу самой кассовой актрисы своего времени. А еще она известна как супруга князя Монако Ренье III, 10-я княгиня Монако, мать ныне правящего князя Альбера II.

Грейс Патриция Келли (англ. Grace Patricia Kelly) родилась 12 ноября 1929 года в Филадельфии в семье «богатых и знаменитых» американцев. Ее отец – Джек Келли, в прошлом олимпийский чемпион по академической гребле, – занимался строительным бизнесом. Мать – Маргарет Майер – в молодости была фотомоделью. В семье была еще одна знаменитость – брат отца Джордж Келли, драматург, обладатель Пулитцеровской премии.

Грейс училась в католическом колледже, где получила воспитание, достойное девочки из состоятельной семьи. К слову, именно там она впервые вышла на сцену, сыграв Деву Марию в рождественском спектакле. С этого времени Грейс «заболела» театром. Актерское мастерство она изучала в Нью-Йорке, в Американской академии драматического искусства. В это же время она начала работать в качестве фотомодели.

Первую роль она получила в 1949 году на Бродвее, сыграв в пьесе «Отец». Дебют Грейс Келли в кино состоялся в 1951 году – она исполняла эпизодического персонажа в фильме «14 часов». Однако незначительная роль оказалась решающей для молодой актрисы – ее заметили и стали приглашать в другие картины.

Уже в 1952 году Грейс Келли сыграла в вестерне «Ровно в полдень», а в 1953-м – в фильме «Могамбо». За последнюю роль актрису выдвинули на «Оскар», но престижную премию она получила только год спустя – за картину «Деревенская девушка». Грейс Келли успела сняться всего в десятке фильмов, однако они принесли ей известность и народную любовь.


Свадьба Грейс и Ренье
Во время съемок картины «Поймать вора» актриса познакомилась с князем Монако Ренье III. У них завязался роман, и 18 апреля 1956 года пара заключила супружеский союз.

С этого момента Грейс Келли оставила кино. В браке Грейс Келли и Ренье III родились трое детей: принцессы Каролина и Стефания и наследный принц Альбер.

Будучи княгиней Монако она оставалась очень популярной – во многом потому, что значительную часть своей жизни посвятила благотворительности.

Сказочная история трагически закончилась 14 сентября 1982 года. Грейс Келли управляла автомобилем, когда у нее случился инсульт. Машина потеряла управление и вылетела с крутого поворота по дороге в Монако. Княгиня Монако умерла на следующий день в госпитале. Принцесса Стефания, которая также находилась с матерью в автомобиле в момент катастрофы, осталась жива.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments