13 Января нас покинули…

13 Января нас покинули…

Семья Яна Брейгеля, портрет работы Рубенса

Ян Брейгель (Бархатный)

фламадский художник

Ян Брейгель (нидерл. Jan Bruegel) Бархатный (Цветочный), известный фламадский художник, родился в Брюсселе в 1568 году, точная дата неизвестна. Он был вторым сыном знаменитого П.Брейгеля, явившимся на свет незадолго до смерти отца. Воспитывался бабушкой, художницей-миниатюристкой М.Верхюльст. Учился живописи в Антверпене.

Рай

Рай

В 1590-1596 годах работал в Неаполе, Риме и Милане. Был деканом антверпенской гильдии художников и придворным художником эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы, испанских наместников Фландрии.

По возвращению во Фландрию в 1597 году как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников. 13 сентября 1601 года родился его первый сын (впоследствии также известный художник, Ян Брейгель Младший).

В большинстве своем творческое наследие Брейгеля представлено великолепными пейзажами с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты.

Букет

Букет

Также художник знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков (что стало лучшим свидетельством его мягкого, воистину «бархатного» творческого темперамента и тонкого декоративного чутья), которые он всегда писал с натуры, и картинами на мифологические темы и аллегорий, – например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618), написанная вместе с Рубенсом, с которым его связывала тесная дружба.

Ян Брейгель Бархатный умер 13 января 1625 года от холеры в Антверпене, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

Сегодня работы художника представлены в разных музеях мира.

Мария Мериан

немецкая художница и гравер, энтомолог

 

Мария МерианМария Мериан

Художница, гравер, натуралист, путешественница – Мария Мериан была удивительной женщиной, обладавшей талантливой и многогранной натурой. Всю свою жизнь она посвятила научной деятельности, избрав науку, к которой большинство её современников относилось с отвращением и презрением. Мериан прославилась страстью к изучению насекомых и оставила заметный след в истории и энтомологии, талантливо совмещая с это с живописью.

Мария Сибилла Мериан (нем. Maria Sybilla Merian) родилась 2 апреля 1647 года в немецком городе Франкфурт-на-Майне, в семье книгоиздателя и гравёра, который отошёл в мир иной, когда малышке Марии было всего два года от роду. После себя он оставил многочисленное потомство и множество прекрасных книг с гравюрами на историческую и библейскую тематику. Воспитанием девочки занимался отчим, весьма талантливый художник – он одним из первых заметил способности девочки к рисованию и занялся её образованием. Под его руководством она успешно овладела мастерством художницы.

Мать Марии организовала маленькую мастерскую по производству шелка. Этот бизнес по тем временам в Германии считался экзотическим, но, тем не менее, приносил семье неплохую прибыль. В нём были заняты все члены семьи, Мария лично ухаживала за насекомыми, сортировала их при помощи бумажных кулечков. И ей это нравилось, она рассматривала и зарисовывала насекомых.

В семнадцать лет девушка вышла замуж за одного из учеников отчима – Иоганна Графа, который также занимался живописью. Несмотря на наследство мужа в виде типографии и мастерской, семья испытывала материальные трудности. Тогда Мария, устав от нужды, решила сама зарабатывать. Она создала особенную краску, которая со временем не выгорала и не теряла первоначальный цвет. Этой краской она расписывала скатерти, выбирая модные цветочные орнаменты. Очень быстро её красивые скатерти, которые к тому же не теряли свой вид после стирки и сушки, стали очень популярны. Марию буквально завалили заказами, но она не остановилась на достигнутом.

Вскоре художница создала пособие цветочных узоров для любительниц вышивки, которое также пользовалось успехом. Но не забыла она и о своём увлечении, продолжая с интересом наблюдать за насекомыми и делать зарисовки. Постепенно Мериан стала «профессиональным» энтомологом, не уступая в знаниях ученым мужам. В своем саду она собирала гусениц и насекомых, чтобы хорошенько рассмотреть и изучить, а потом и скрупулёзно зарисовать. Результатом этого систематического наблюдения стала «Книга о гусеницах».

В те времена люди мало знали о появлении бабочек, Мериан же словно на фотографической пленке фиксировала все, что касалось их жизни. Результатом кропотливого труда художницы стал уникальный труд – книга «Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами прилежно исследовала, кратко описала, зарисовала с натуры, гравировала и издала Мария Сибилла Граф». Издание книги было смелым шагом, ведь современникам художницы интерес к насекомым казался странным и непонятным, и даже греховным. Поскольку насекомые считались чуть ли не порождением дьявола.

Несмотря на успех, в семейной жизни художницы наступил кризис. В 1685 году она с двумя дочками ушла от мужа, переехала в Нидерланды и полностью посвятила себя любимому делу. А еще зажглась желанием посетить Америку. Ее влекла жажда к новым открытиям, к изучению насекомых с далекого неизведанного континента.

О путешествиях Мериан сохранилось мало сведений, однако, благодаря поездке в Южную Америку (1699-1701), где она занималась исследованиями в верховьях реки Суринам, Мария вошла в историю как одна из первых отважных первопроходцев и исследователей той эпохи. Весь дом Мериан был заставлен ящиками с насекомыми, которых местное население каждый день приносило странной даме в огромном количестве. Она же щедро платила аборигенам за гусениц, жучков, червячков и других насекомых. За два года у нее собралась бесценная энтомологическая коллекция, равных которой по тем временам было не найти.

Мария Мериан ушла из жизни в преклонном возрасте – она скончалась 13 января 1717 года в Амстердаме (Нидерланды) после тяжелой болезни.

Дело её жизни продолжили дочери, которым Мериан сумела привить интерес к науке и любовь к миру насекомых. Гравюры художницы и сегодня не знают себе равных по точности и красоте зарисовок.

Александр Попов

русский физик и электротехник, один из изобретателей радио

 

Александр Степанович ПоповАлександр Степанович Попов

Александр Степанович Попов родился (4) 16 марта 1859 года в поселке Турьинские Рудники (ныне Краснотурьинск Свердловской области). После окончания в 1882 году физико-математического факультета Петербургского университета занимался научной деятельностью и преподавал физику и электротехнику в ряде технических училищ. В 1901 году стал профессором физики, а в 1905 году – директором Петербургского электротехнического института.

Научные интересы Попова лежали в области электродинамики. Он поставил цель сконструировать беспроводную сигнализацию для использования на флоте на основе электромагнитных волн. На первом этапе Попов нашел чувствительный индикатор электромагнитных волн – им стал радиокондуктор Э.Бранли. На втором этапе эксперимента Попов создал непосредственно радиоприёмник. К весне 1895 года надёжный и чувствительный прибор был готов.

На состоявшемся (25 апреля7 мая 1895 года заседании физического отделения Русского физико-химического общества Поповым был представлен научный доклад об изобретении беспроводной связи и продемонстрирована её работа.

В память об этом событии с 1945 года 7 мая в России отмечается День радио. Совершенствуя передающий и принимающий аппараты, Попов добился дальности передачи сигналов в 150 км.

Попов также изучал рентгеновские лучи и сделал первые в России рентгеновские снимки предметов и частей тела человека.

Деятельность Попова была оценена современниками, он получил Большую Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Скончался учёный Александр Степанович Попов (31 декабря 1905) 13 января 1906 года в Петербурге.

Сергей Уточкин

русский спортсмен и один из первых русских летчиков

 

Сергей Исаевич УточкинСергей Исаевич Уточкин

Пожалуй, лишь самые знаменитые артисты были столь же известны, как этот веселый огненно-рыжий человек, отважный и по-рыцарски благородный – любимец всей Одессы.

Сергей Исаевич Уточкин родился (30 июня12 июля 1876 года в Одессе, в купеческой семье. Родители рано умерли, и Сергей с братом воспитывался в разных семьях на деньги, оставленные родителями.

Сергей вырос замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. В течение 17 лет не сходил он с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости.

Потом Сергей увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром он отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой. Когда родилась авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. Он стал вторым русским пилотом. С тех пор началась у него новая и очень напряженная жизнь.

Ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. Но роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург – Москва. Это был первый в России дальний и крайне трудный перелет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один – Александр Васильев. Уточкин потерпел аварию и чудом остался жив. Увечья, полученные им, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы.

Все это сказалось на его здоровье. В 1913 году по Петербургу пошли слухи о признаках сумасшествия у прославленного пилота. После одного из приступов его доставили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Поправлялся Уточкин медленно. Только осенью 1913 года он вышел из больницы, но до конца так и не смог оправиться. Последние годы жизни он прожил в Петербурге, где его не оставляли нужда, безденежье, болезни.

Умер Сергей Исаевич Уточкин от воспаления легких (31 декабря 1915) 13 января 1916 года, в той самой петербургской психиатрической больнице, забытый всеми. Ему шел всего сороковой год.

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, недалеко от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.

Джеймс Джойс

ирландский писатель и поэт

 

Джеймс ДжойсДжеймс Джойс

Джеймс Огастин Алоишес Джойс (англ. James Augustine Aloysius Joyce) родился в Дублине 2 февраля 1882 года в большой семье. Детство и юность Джойса были довольно неустроенными, семья часто бедствовала, однако, это не помешало ему получить хорошее образование в католическом иезуитском колледже и Дублинском университете.

В 1900 году он начал писать эссе и стихи, издавался в различных журналах и газетах. В возрасте 22 лет он переехал в Париж, работал учителем, журналистом. Долгое время провел в Цюрихе.

Публиковать свои произведения Джойсу было очень трудно, они отвергались по цензурным соображениям. Такая участь постигла сборник рассказов «Дублинцы», роман «Портрет художника в юности», а особенно не везло роману «Улисс». Он был запрещен в Великобритании и США за «пошлость и разврат».

Однако издательница Сильвия Бич рискнула напечатать роман, который сейчас признан классическим. Многое в романе было не понято читателями. Но до сих пор он считается шедевром, который никто еще не смог превзойти. В 600-страничном произведении описан всего лишь один день из жизни ирландского еврея Леопольда Блума – 16 июня 1904 года.

Во многих странах, в том числе и в России, 16 июня отмечается День Блума, а 16 июня 2004 года на столетие Дня Блума Дублин посетили несколько тысяч туристов.

Джеймс Джойс умер 13 января 1941 года в Цюрихе.

Арутюн Акопян

советский и российский артист эстрады, фокусник, Народный артист СССР

 

Арутюн АкопянАрутюн Акопян

Арутюн Амаякович Акопян родился 25 апреля 1918 года в Ереване, в семье кузнеца. После окончания хореографического училища в 1935 году, Арутюн выступает в ансамбле народного танца. По требованию отца он идёт учиться в строительный техникум и работает в «Армстрое», а в 1937 году поступает в Московский институт землеустройства.

После учебных дней в институте он постоянно занимался фокусами, делал реквизит для них, создавал новые фокусы на основе уже известных. В общежитии института и состоялось его первое выступление.

После окончания института Арутюн Акопян идёт работать в Мосгосэстраду фокусником-профессионалом. Через несколько лет упорных тренировок фокусник до такой степени развил пальцы и кисти своих рук, что ему уже практически не нужен был никакой реквизит, и Акопян становится фокусником-манипулятором. Очень быстро к нему приходят успех и всеобщее признание.

Артист был известен и популярен не только на Родине, но и во многих странах мира. 1957 год принёс ему победу на международном конкурсе в австралийском Коломбо. В 1959 году фокусник получил Гран-при на конкурсе в Париже, а в 1977 году – в Карловых Варах. В общей сложности Народный артист СССР и Армении, Заслуженный артист Армянской ССР Акопян являлся лауреатом семи международных конкурсов, а также был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Почета.

13 января 2005 года Арутюн Акопян умер в Москве. Его сын Амаяк продолжил дело отца.

Анатолий Эфрос

советский режиссер, сценарист, педагог, заслуженный деятель искусств России

 

Анатолий Васильевич ЭфросАнатолий Васильевич Эфрос

Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли поражали своей оригинальностью и самобытностью, а имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К.СтаниславскимЕ.ВахтанговымВ.Мейерхольдом

Анатолий Васильевич Эфрос (Натан Исаевич) родился 3 июля 1925 года в Харькове. Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н.Петрова и М.Кнебель).

Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и другие.

После того, как Эфрос сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра им.Ленинского комсомола, чтобы возродить и его. Труппу театра составили актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В.ГафтА.ЗбруевМ.ДержавинЛ.Дуров, А.Ширвиндт, Ю.Колычев, О.Яковлева и другие.

Здесь он поставил несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского. Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и «Мольер» Булгакова.

Эфрос всячески избегал политических игр, считая политику недостойной театра, что не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре того времени, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с группой актеров в 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера.

В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе – «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам: «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Директор театра» и другие.

Эфрос ставил спектакли и в других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда» и другие, а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане», «Тартюф», «Ромео и Джульетта»… Еще он много писал, работал на радио и преподавал в ГИТИСе. Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства.

В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке, заменив на этом посту вынужденного эмигрировать Ю.Любимова. Хотя часть труппы театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На дне» М.Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А.Чехова и другие.

Этот период жизни стал особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него. Сердце мастера не выдержало…

13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скончался в Москве от инфаркта, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments