13 Января нас покинули…
Ян Брейгель (нидерл. Jan Bruegel) Бархатный (Цветочный), известный фламадский художник, родился в Брюсселе в 1568 году, точная дата неизвестна. Он был вторым сыном знаменитого П.Брейгеля, явившимся на свет незадолго до смерти отца. Воспитывался бабушкой, художницей-миниатюристкой М.Верхюльст. Учился живописи в Антверпене.
В 1590-1596 годах работал в Неаполе, Риме и Милане. Был деканом антверпенской гильдии художников и придворным художником эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы, испанских наместников Фландрии.
По возвращению во Фландрию в 1597 году как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников. 13 сентября 1601 года родился его первый сын (впоследствии также известный художник, Ян Брейгель Младший).
В большинстве своем творческое наследие Брейгеля представлено великолепными пейзажами с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты.
Также художник знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков (что стало лучшим свидетельством его мягкого, воистину «бархатного» творческого темперамента и тонкого декоративного чутья), которые он всегда писал с натуры, и картинами на мифологические темы и аллегорий, – например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618), написанная вместе с Рубенсом, с которым его связывала тесная дружба.
Ян Брейгель Бархатный умер 13 января 1625 года от холеры в Антверпене, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).
Сегодня работы художника представлены в разных музеях мира.
Мария Мериан
немецкая художница и гравер, энтомолог
Художница, гравер, натуралист, путешественница – Мария Мериан была удивительной женщиной, обладавшей талантливой и многогранной натурой. Всю свою жизнь она посвятила научной деятельности, избрав науку, к которой большинство её современников относилось с отвращением и презрением. Мериан прославилась страстью к изучению насекомых и оставила заметный след в истории и энтомологии, талантливо совмещая с это с живописью.
Мария Сибилла Мериан (нем. Maria Sybilla Merian) родилась 2 апреля 1647 года в немецком городе Франкфурт-на-Майне, в семье книгоиздателя и гравёра, который отошёл в мир иной, когда малышке Марии было всего два года от роду. После себя он оставил многочисленное потомство и множество прекрасных книг с гравюрами на историческую и библейскую тематику. Воспитанием девочки занимался отчим, весьма талантливый художник – он одним из первых заметил способности девочки к рисованию и занялся её образованием. Под его руководством она успешно овладела мастерством художницы.
Мать Марии организовала маленькую мастерскую по производству шелка. Этот бизнес по тем временам в Германии считался экзотическим, но, тем не менее, приносил семье неплохую прибыль. В нём были заняты все члены семьи, Мария лично ухаживала за насекомыми, сортировала их при помощи бумажных кулечков. И ей это нравилось, она рассматривала и зарисовывала насекомых.
В семнадцать лет девушка вышла замуж за одного из учеников отчима – Иоганна Графа, который также занимался живописью. Несмотря на наследство мужа в виде типографии и мастерской, семья испытывала материальные трудности. Тогда Мария, устав от нужды, решила сама зарабатывать. Она создала особенную краску, которая со временем не выгорала и не теряла первоначальный цвет. Этой краской она расписывала скатерти, выбирая модные цветочные орнаменты. Очень быстро её красивые скатерти, которые к тому же не теряли свой вид после стирки и сушки, стали очень популярны. Марию буквально завалили заказами, но она не остановилась на достигнутом.
Вскоре художница создала пособие цветочных узоров для любительниц вышивки, которое также пользовалось успехом. Но не забыла она и о своём увлечении, продолжая с интересом наблюдать за насекомыми и делать зарисовки. Постепенно Мериан стала «профессиональным» энтомологом, не уступая в знаниях ученым мужам. В своем саду она собирала гусениц и насекомых, чтобы хорошенько рассмотреть и изучить, а потом и скрупулёзно зарисовать. Результатом этого систематического наблюдения стала «Книга о гусеницах».
В те времена люди мало знали о появлении бабочек, Мериан же словно на фотографической пленке фиксировала все, что касалось их жизни. Результатом кропотливого труда художницы стал уникальный труд – книга «Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами прилежно исследовала, кратко описала, зарисовала с натуры, гравировала и издала Мария Сибилла Граф». Издание книги было смелым шагом, ведь современникам художницы интерес к насекомым казался странным и непонятным, и даже греховным. Поскольку насекомые считались чуть ли не порождением дьявола.
Несмотря на успех, в семейной жизни художницы наступил кризис. В 1685 году она с двумя дочками ушла от мужа, переехала в Нидерланды и полностью посвятила себя любимому делу. А еще зажглась желанием посетить Америку. Ее влекла жажда к новым открытиям, к изучению насекомых с далекого неизведанного континента.
О путешествиях Мериан сохранилось мало сведений, однако, благодаря поездке в Южную Америку (1699-1701), где она занималась исследованиями в верховьях реки Суринам, Мария вошла в историю как одна из первых отважных первопроходцев и исследователей той эпохи. Весь дом Мериан был заставлен ящиками с насекомыми, которых местное население каждый день приносило странной даме в огромном количестве. Она же щедро платила аборигенам за гусениц, жучков, червячков и других насекомых. За два года у нее собралась бесценная энтомологическая коллекция, равных которой по тем временам было не найти.
Мария Мериан ушла из жизни в преклонном возрасте – она скончалась 13 января 1717 года в Амстердаме (Нидерланды) после тяжелой болезни.
Дело её жизни продолжили дочери, которым Мериан сумела привить интерес к науке и любовь к миру насекомых. Гравюры художницы и сегодня не знают себе равных по точности и красоте зарисовок.
Александр Попов
русский физик и электротехник, один из изобретателей радио
Александр Степанович Попов родился (4) 16 марта 1859 года в поселке Турьинские Рудники (ныне Краснотурьинск Свердловской области). После окончания в 1882 году физико-математического факультета Петербургского университета занимался научной деятельностью и преподавал физику и электротехнику в ряде технических училищ. В 1901 году стал профессором физики, а в 1905 году – директором Петербургского электротехнического института.
Научные интересы Попова лежали в области электродинамики. Он поставил цель сконструировать беспроводную сигнализацию для использования на флоте на основе электромагнитных волн. На первом этапе Попов нашел чувствительный индикатор электромагнитных волн – им стал радиокондуктор Э.Бранли. На втором этапе эксперимента Попов создал непосредственно радиоприёмник. К весне 1895 года надёжный и чувствительный прибор был готов.
На состоявшемся (25 апреля) 7 мая 1895 года заседании физического отделения Русского физико-химического общества Поповым был представлен научный доклад об изобретении беспроводной связи и продемонстрирована её работа.
В память об этом событии с 1945 года 7 мая в России отмечается День радио. Совершенствуя передающий и принимающий аппараты, Попов добился дальности передачи сигналов в 150 км.
Попов также изучал рентгеновские лучи и сделал первые в России рентгеновские снимки предметов и частей тела человека.
Деятельность Попова была оценена современниками, он получил Большую Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Скончался учёный Александр Степанович Попов (31 декабря 1905) 13 января 1906 года в Петербурге.
Сергей Уточкин
русский спортсмен и один из первых русских летчиков
Пожалуй, лишь самые знаменитые артисты были столь же известны, как этот веселый огненно-рыжий человек, отважный и по-рыцарски благородный – любимец всей Одессы.
Сергей Исаевич Уточкин родился (30 июня) 12 июля 1876 года в Одессе, в купеческой семье. Родители рано умерли, и Сергей с братом воспитывался в разных семьях на деньги, оставленные родителями.
Сергей вырос замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. В течение 17 лет не сходил он с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости.
Потом Сергей увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром он отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой. Когда родилась авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. Он стал вторым русским пилотом. С тех пор началась у него новая и очень напряженная жизнь.
Ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. Но роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург – Москва. Это был первый в России дальний и крайне трудный перелет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один – Александр Васильев. Уточкин потерпел аварию и чудом остался жив. Увечья, полученные им, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы.
Все это сказалось на его здоровье. В 1913 году по Петербургу пошли слухи о признаках сумасшествия у прославленного пилота. После одного из приступов его доставили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Поправлялся Уточкин медленно. Только осенью 1913 года он вышел из больницы, но до конца так и не смог оправиться. Последние годы жизни он прожил в Петербурге, где его не оставляли нужда, безденежье, болезни.
Умер Сергей Исаевич Уточкин от воспаления легких (31 декабря 1915) 13 января 1916 года, в той самой петербургской психиатрической больнице, забытый всеми. Ему шел всего сороковой год.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, недалеко от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.
Джеймс Огастин Алоишес Джойс (англ. James Augustine Aloysius Joyce) родился в Дублине 2 февраля 1882 года в большой семье. Детство и юность Джойса были довольно неустроенными, семья часто бедствовала, однако, это не помешало ему получить хорошее образование в католическом иезуитском колледже и Дублинском университете.
В 1900 году он начал писать эссе и стихи, издавался в различных журналах и газетах. В возрасте 22 лет он переехал в Париж, работал учителем, журналистом. Долгое время провел в Цюрихе.
Публиковать свои произведения Джойсу было очень трудно, они отвергались по цензурным соображениям. Такая участь постигла сборник рассказов «Дублинцы», роман «Портрет художника в юности», а особенно не везло роману «Улисс». Он был запрещен в Великобритании и США за «пошлость и разврат».
Однако издательница Сильвия Бич рискнула напечатать роман, который сейчас признан классическим. Многое в романе было не понято читателями. Но до сих пор он считается шедевром, который никто еще не смог превзойти. В 600-страничном произведении описан всего лишь один день из жизни ирландского еврея Леопольда Блума – 16 июня 1904 года.
Во многих странах, в том числе и в России, 16 июня отмечается День Блума, а 16 июня 2004 года на столетие Дня Блума Дублин посетили несколько тысяч туристов.
Джеймс Джойс умер 13 января 1941 года в Цюрихе.
Арутюн Акопян
советский и российский артист эстрады, фокусник, Народный артист СССР
Арутюн Амаякович Акопян родился 25 апреля 1918 года в Ереване, в семье кузнеца. После окончания хореографического училища в 1935 году, Арутюн выступает в ансамбле народного танца. По требованию отца он идёт учиться в строительный техникум и работает в «Армстрое», а в 1937 году поступает в Московский институт землеустройства.
После учебных дней в институте он постоянно занимался фокусами, делал реквизит для них, создавал новые фокусы на основе уже известных. В общежитии института и состоялось его первое выступление.
После окончания института Арутюн Акопян идёт работать в Мосгосэстраду фокусником-профессионалом. Через несколько лет упорных тренировок фокусник до такой степени развил пальцы и кисти своих рук, что ему уже практически не нужен был никакой реквизит, и Акопян становится фокусником-манипулятором. Очень быстро к нему приходят успех и всеобщее признание.
Артист был известен и популярен не только на Родине, но и во многих странах мира. 1957 год принёс ему победу на международном конкурсе в австралийском Коломбо. В 1959 году фокусник получил Гран-при на конкурсе в Париже, а в 1977 году – в Карловых Варах. В общей сложности Народный артист СССР и Армении, Заслуженный артист Армянской ССР Акопян являлся лауреатом семи международных конкурсов, а также был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Почета.
13 января 2005 года Арутюн Акопян умер в Москве. Его сын Амаяк продолжил дело отца.
Анатолий Эфрос
советский режиссер, сценарист, педагог, заслуженный деятель искусств России
Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли поражали своей оригинальностью и самобытностью, а имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К.Станиславским, Е.Вахтанговым, В.Мейерхольдом…
Анатолий Васильевич Эфрос (Натан Исаевич) родился 3 июля 1925 года в Харькове. Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н.Петрова и М.Кнебель).
Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и другие.
После того, как Эфрос сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра им.Ленинского комсомола, чтобы возродить и его. Труппу театра составили актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В.Гафт, А.Збруев, М.Державин, Л.Дуров, А.Ширвиндт, Ю.Колычев, О.Яковлева и другие.
Здесь он поставил несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского. Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и «Мольер» Булгакова.
Эфрос всячески избегал политических игр, считая политику недостойной театра, что не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре того времени, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с группой актеров в 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера.
В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе – «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам: «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Директор театра» и другие.
Эфрос ставил спектакли и в других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда» и другие, а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане», «Тартюф», «Ромео и Джульетта»… Еще он много писал, работал на радио и преподавал в ГИТИСе. Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства.
В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке, заменив на этом посту вынужденного эмигрировать Ю.Любимова. Хотя часть труппы театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На дне» М.Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А.Чехова и другие.
Этот период жизни стал особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него. Сердце мастера не выдержало…
13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скончался в Москве от инфаркта, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.