Чат неактивен

13 января

День российской печати


В 1703 году в России вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости» (Фото: Podfoto, Shutterstock)

13 января в России отмечается профессиональный праздник работников периодической печати, СМИ, журналистов — День российской печати.

Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась и в Москве, и в Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия — «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские».

С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий.

После 1917 года День российской печати был перенесен на 5 мая — день, когда вышла в свет главная советская газета «Правда» — и переименован в День советской печати.

Только в 1991 году Постановлением Президиума ВС РФ № 3043-1 от 28 декабря «О Дне российской печати» дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной — 13 января.

Примечательно, что 13 января 1830 года вышел в свет первый номер «Литературной газеты».


Более половины наименований печатных изданий в России — это газеты

По оценкам специалистов, на начало 2009 года в России было зарегистрировано более 51 тысячи печатных изданий — это в два раза больше, чем было зарегистрировано в 2000 году. Более половины наименований — это газеты, затем журналы, и лишь малая часть — другие виды печатных периодических изданий. Ежедневно, в среднем, по подписчикам распространяется более 20 миллионов экземпляров различных печатных изданий.

Начиная с 1997 года, традиционно в День российской печати проходит вручение премии Президента России в области СМИ и грантов для поддержки проектов молодых журналистов.

13 января

Щедрый вечер, Щедрец


Колядовщики веселили народ

После того, как власть Корочуна ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки.

Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю, по новому — это 13 января.

С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие.

Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде.

Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!».


Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины

Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»…

Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы.

Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:

«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!».

Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся.

13 января (дата для 2019 года)

Крещение Господне у западных христиан


Крещение Господне

Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви, посвященный Крещению Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это событие евангельской истории, и его установление относится еще ко временам апостолов.

Во всех исторических церквях праздник Крещения привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть к 6 января. В Православии он принадлежит к числу двунадесятых и отмечается 19 января по новому стилю (т.е. по старому стилю – это 6 января). Причем «Богоявление» и «Крещение Господне» – это два названия одного праздника.

В отличие от Православия, в Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение – это разные праздники, из которых Богоявление, празднуемое 6 января, посвящено воспоминанию прихода волхвов (или трёх царей). Крещение же празднуется в первое воскресенье после праздника Богоявления и как бы завершает Рождественское время. Такой же традиции придерживаются в ряде протестантских конфессий.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте – Лк.3:23), чтобы принять крещение. Иоанн, сам много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, удивленно промолвил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», иначе говоря, волю Отца, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

Также согласно евангельскому рассказу, после крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23). А Иисус, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

Таким образом, Крещением всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. И Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. Именно после него Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины.

Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Ведь принимая Таинство Крещения, мы становимся сопричастными жизни Его, принявшего смерть на Кресте, чтобы освободить нас от греха. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви