13 Февраля

13 февраля 1547 г.
469 лет назад

Царь Иван Грозный венчался первым браком


13 декабря 1546 года 16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своем желании жениться. Сразу после состоявшегося в январе венчания на царство знатные сановники, окольничие и дьяки начали объезжать страну, подыскивая царю невесту.

Был устроен смотр невест – всего числом более полутора тысяч. Выбор царя пал на Анастасию, дочь вдовы Захарьиной. При этом Карамзин говорит, что царь руководствовался не знатностью рода, а личными достоинствами Анастасии.

Обряд венчания с первой русской царицей состоялся 13 февраля 1547 года. Брак царя длился 13 лет, вплоть до внезапной смерти Анастасии летом 1560 года. Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию террора против бояр и ближних советников.

Через год после смерти жены царь вступил во второй брак, сочетавшись с Марией Темрюковной (Кученей), происходившей из рода кабардинских князей.

Количество жен Ивана Грозного точно не установлено, у историков упоминаются имена семи женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые четыре являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о его допустимости).

Обоснованием необходимости четвёртого брака явилась скоропостижная смерть третьей супруги царя. Иван IV клялся духовенству, что она не успела стать ему женой. Третья и четвертая жены царя также были выбраны по результатам смотра невест.

На смотрины для третьей женитьбы Ивана Грозного свезли уже более 2 тысяч невест. Девушек селили в особом доме со множеством покоев, в каждом из которых стояло 12 кроватей. Выделяли средства для содержания девушек, расходов на докторов и бабок.

Каждую девушку царь разглядывал и одаривал расшитым платком. Из 2 тысяч претенденток он выбрал сначала 24, а из них – 12. Родители невесты щедро одаривались государем. Род невестки выдвигался при дворе, приобретая большое экономическое влияние. Отвергнутые девушки становились желанными женами придворных.

13 февраля 1720 г.
296 лет назад

Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России


Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату
Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Он был создан с целью централизации управления делами посадского населения на правах коллегии, став второй попыткой Петра в данном вопросе после Бурмистерской палаты.

Согласно указу, новый орган был призван «ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать». Его возникновение было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны.

Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер-президентом – стал князь Ю.Ю. Трубецкой. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов.

Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане (посадское население) делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» – тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан – их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр.

Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы (таможенные, солевые, кабацкие и пр.) были оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Довольно быстро Городские магистраты – эти сословные органы местного управления торгово-промышленным населением – стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах. Руководство городских магистратов – включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов – выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан.

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, – контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции (регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма).

Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву (Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I). По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году.

13 февраля 1842 г.
174 года назад

Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва


Через девять лет после подписания указа о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва, магистраль была открыта
(1) 13 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва.

К этому времени уже функционировала Царскосельская железная дорога. Но, несмотря на это, министры считали, что связать две столицы железной дорогой слишком дорого из-за неровности ландшафта. И все же по настоянию царя Николая I чугунка была построена, и 650 километров рельс проложено идеально прямо.

Исключение составили два небольших изгиба. По легенде, конструкторы воспроизвели их, следуя в точности начертанной Николаем I на карте линии. Когда император чертил будущую дорогу по линейке, карандаш, наткнувшись на его палец, сделал изгиб.

Через девять лет после подписания указа о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва, (1) 13 ноября 1851 года состоялось торжественное открытие этой магистрали – отправился первый «всенародный поезд» из Петербурга в Москву.

Железнодорожный путь в память об императоре после его смерти стал называться Николаевским, а с 1923 года переименован в Октябрьскую железную дорогу.

13 февраля 1895 г.
121 год назад

Начало мирового кино: братья Люмьер запатентовали первую кинокамеру


Афиша кинотеатра братьев Люмьер

13 февраля 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения.

История появления изобретения по легенде такова. Однажды ночью Луи Люмьера мучила головная боль. Боль не дала Луи уснуть до утра. Но к утру был готов замысел нового устройства, состоящего из проектора с кулачковым механизмом для подачи перфорированной пленки с изображением.

Прошло совсем немного времени после получения патента, и братья Люмьер реализовали изобретение комбинированной кинокамеры в жизнь.
28 декабря этого же года в Париже братья Люмьер продемонстрировали изобретение в действии.

На Бульваре Капуцинок в подвале «Гран-кафе» ими был устроен первый публичный платный киносеанс фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».

С этого коммерческого показа собственно было положено начало мирового кино.

13 февраля 1934 г.
82 год назад

В Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин»


Гибель парохода «Челюскин»

10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт.

Поначалу плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней.

13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул.

На дрейфующий лед сошло 104 человека – среди них 10 женщин и двое маленьких детей. При высадке один человек погиб. В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…».

На следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению. Сначала решили пробиться к льдине на собачьих упряжках, но это не удалось. Осталась надежда на авиацию. Мир не верил в спасение челюскинцев. Западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Датская «Политикен» заочно оплакивала Шмидта: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана».

Но летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции. Было ясно, но холодно – ниже 40 градусов. Люди ждали самолеты возле палатки, которую окрестили аэровокзалом. Летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Последними улетали с льдины Отто Шмидт и капитан ледокола Владимир Воронин.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments