Чат неактивен

13 Апреля

13 апреля 1742 г.
274 года назад

В Дублине впервые исполнена оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя


13 апреля 1742 года в дублинском «Мюзик-холле» на Пасху во время благотворительного концерта была впервые исполнена оратория «Мессия» немца Георга Фридриха Генделя.

Свое сочинение Гендель написал в основном на тексты библейских пророков, которые возвещают о пришествии Мессии.

Билеты на этот концерт пользовались ажиотажным спросом. Чтобы избежать тесноты в зале, дам просили не надевать платьев с фижмами – это каркасы в виде упругого обруча вокруг бедер. А к джентльменам обратились с просьбой оставить дома шпаги.

Этот концерт собрал более семисот слушателей. А на благотворительные цели было собрано 400 фунтов стерлингов.

Сам автор исполнял партию клавесина, оркестром же и вокалистами управляли разные дирижеры. Однако оратория все же была несколько настороженно встречена публикой, что, впрочем, не помешало ей вскоре стать одним из высших достижений своего жанра в мировом музыкальном искусстве.

13 апреля 1895 г.
121 год назад

При раскопках Помпей были найдены горы сокровищ


Сокровища Помпей

Впервые на развалины Помпей, ставших жертвой извержения Везувия в 79 году нашей эры, наткнулся известный архитектор из Рима Доменико Фонтана еще в 1599 году. В то время он прокладывал подземный водопровод в толще холма над погребенными Помпеями. Однако раскопки города начались лишь в середине 18 века, а систематический характер они приобрели во второй половине 19 века.

13 апреля 1895 года при раскопках Помпей был найден скелет, с легкой руки кого-то прозванный «античным скупым рыцарем». Впрочем, более меткого прозвища придумать было нельзя: скелет нашли лежащим среди горы сокровищ…

Здесь были и великолепные браслеты, перстни, золотые цепочки, серебряный столовый сервиз из 108 предметов, среди которых – кубки, чаши, тарелки, ложки и даже ситечки.

Более тысячи золотых монет невероятной нумизматической ценности сверкали, как только что отчеканенные. В целом же, мастерство изготовления этих ювелирных изделий потрясало.

Найденные сокровища были тайно проданы французским Ротшильдам. Но, как это часто бывает, кто-то из дельцов, нагревших руки на сделке, проболтался.

В итоге разгорелся скандал, но итальянские власти были уже бессильны вернуть себе ценности. Все эти сокровища оказались в Лувре.

13 апреля 1902 г.
114 лет назад

В Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса


«Электрический автомобиль»

Идея средства передвижения, движимого электричеством, впервые была высказана проживавшим в Англии немецким инженером доктором Вильгельмом Сименсом ещё в 1880 году. Эксперименты в этой области были начаты его братом Вернером фон Сименсом. Первый троллейбус был создан в Германии — в апреле 1882 года первая линия была открыта компанией Siemens & Halske в предместье Берлина Галензе.

Первый же российский троллейбус был создан в 1902 году. Разработкой занималась фирма «Фрезе и К°» — акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого российского автомобиля Петром Александровичем Фрезе.

Двумя годами раньше появились первые легковые автомобили «Фрезе» с двигателями внутреннего сгорания. В 1902 году Фрезе выставил их на военные маневры под Курском. И в том же году фабрика построила первый в России грузовик, а годом позже — автобус.

13 апреля 1902 года были проведены испытания первого в России троллейбуса, который еще называли «электрическим автомобилем». Весил троллейбус 820 килограммов. А электрическое оборудование для него изготавливалось по проекту барона Шуленбурга. В основу токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена — по проводам катилась «контактная тележка с троллей».

Журнал «Автомобиль» по поводу этих событий опубликовал заметку об испытаниях «автомобиля, приводимого в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по рельсам, а по обычной дороге».

Новинка прижилась не сразу — лишь три десятка лет спустя в Москве были введены троллейбусные маршруты.

13 апреля 1934 г.
82 года назад

Завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике


Совместными усилиями летчиков и моряков челюскинцы были спасены из ледяного плена
Летом 1933 года научная экспедиция под руководством О.Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различно материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.

Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.

Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.

После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.

На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли – «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.

13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня.

Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции – А.Ляпидевский, С.Леваневский, М.Слепнев, Н.Каманин, В.Молоков, И.Доронин и М.Водопьянов.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments