Чат неактивен

10 крутых фактов о российских дорогах

Мы привыкли к тому, что словосочетание «российские дороги» используется как имя нарицательное в уничижительном смысле. Однако последние новости буквально кричат: ситуация стремительно меняется в лучшую сторону

Причиной тому — новый нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Что уже сделано?

Кольцевая дорога в Калуге: длиной почти как МКАД

Дальнобойщики, а также водители междугородних/международных автобусов и автотуристы, отлично знают, насколько сильно разгружают движение объездные дороги. Транзитному транспорту не приходится сбрасывать скорость и стоять на городских светофорах, а горожанам не досаждают пробки. В 2020 году в рамках нацпроекта тема обходов — так официально именуют объездные пути — одна из основных.

В настоящий момент строительные и ремонтные работы ведутся или уже завершены во многих городах и областях:

  • Иваново: открыт завершающий участок западного обхода,
  • Тула: завершены работы на втором участке восточного обхода,
  • Псков: ремонтируется северный обход,
  • Красноярский край: завершен обход Железногорска,
  • Ульяновская область: отремонтирован первый участок обхода Старой Кулатки,
  • Рязанская область: обход города Ряжск.

Один из самых амбициозных проектов — это северный обход Калуги. Когда его завершат (предполагается, что это произойдет в 2022 году), он сомкнется с южным и город фактически получит кольцевую дорогу общей протяженностью 83,7 км. Это чуть меньше, чем МКАД. Новое кольцо свяжет транзитным коридором сразу три федеральные трассы и международный маршрут Европа — Западный Китай.

Новые вызовы для туристов: ну и как везде побывать?!

Спорим, что вы никогда не слышали названия Арахлей, Шакша, Иван, Тасей, Иргень, Большой Ундугун? Ну ладно, Иван — наверное слышали, но не представляете себе, о чем речь? А это потрясающе красивые озера в Забайкальском крае!

Природный парк расположен недалеко от Читы, его площадь составляет более 200 тысяч гектар, тут можно повстречать 110 видов птиц и 40 видов млекопитающих, полюбоваться растениями почти 600 видов, а еще… а еще теперь сюда можно будет без особых проблем доехать на машине!

Реконструкцию дороги начали в 2019 году — 10 км трассы фактически пустили по новому направлению в обход заболоченных участков. В этом году работы продолжились.

«После ремонта дороги выиграют все ― жители и гости края, которые смогут еще более комфортно добираться до любимых мест, а туристическая сфера — от увеличения числа отдыхающих», ― считает управляющая местной базой отдыха Людмила Насырова.

Кроме Забайкальского края, активно восстанавливают дороги к туристическим объектам в Карелии, Калининградской, Ленинградской, Кировской областях, в Хабаровском крае, на Кузбассе — 6100 туристических объектов и 14 000 км дорог в 83 регионах только в 2020 году!

Красивые дороги меняют «лицо» России

Преображение городов часто начинается именно с дороги — об этом любят говорить и чиновники, и местные жители, и сами дорожники. Приведение в порядок крупных транспортных артерий неминуемо тянет за собой ремонт прилегающих к ним территорий, города перестают выглядеть неопрятно.

Посмотрите, как выглядит Советский проспект в Кемерове после реконструкции. Всего два участка протяженностью 1,4 километра позволили горожанам по-другому взглянуть на свой город. Тем более, улица ведет к театрам, филармонии, часовне, музеям, университету, паркам, скверам, основным административным зданиям на площади Советов и набережной Томи.

Советский проспект в Кемерове. Фото: Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» / Creative Commons Attribution 4.0 International Public License

«В Грозном за последние два года многие улицы в корне изменились. Новое асфальтобетонное покрытие сделало их красивее, ― говорит Тимур Мусаев, житель второго микрорайона столицы Чечни. ― Хорошие дороги — это новое качество жизни, это отличное настроение и это перспективы. Мы все очень благодарны нацпроекту и нашим дорожникам за преображение наших улиц!»

В Иркутской области капитально отремонтирована одна из трех дорог, ведущих к Байкалу. Путешественники отмечают, что теперь можно спокойно наслаждаться окружающей красотой, не ожидая проблем от дорожного покрытия. Изменения замечают жители и гости Владикавказа, Магадана, Ярославля и других городов. Многие из них надеются, что ремонт старых и строительство новых дорог поспособствует открытию новых возможностей для внутреннего туризма. Речь идет как о ценных исторических экспонатах, так и о захватывающих дух природных пейзажах, ранее доступных только приверженцам экстремального туризма.

А еще в рамках нацпроекта в регионы поставляются новые автобусы и троллейбусы — безусловно, это также делает городскую среду более современной. Обновленному транспорту уже успели порадоваться омичи, екатеринбуржцы, череповчане, нижегородцы и жители многих других российских городов.

Дети радуются: можно гонять на великах!

«Я в этом районе вырос и не помню, чтобы эту дорогу когда-то ремонтировали. Она была вся в ямах. Даже на велосипеде ездить было невозможно, трясло. А сейчас мы с ребятами с радостью гоняем. Нам нравится. Когда положили асфальт, у нас тут все жители радовались, не только мы», — говорит Данил Чернов, ученик 7 «В» класса одной из ижевских школ.

Былинные времена, когда нужно было пешком идти с десяток километров в соседнее село, давно закончились. Чаще всего в школу детей возят родители на машинах или школьные автобусы. В 2020 году в рамках нацпроекта в регионах отремонтировали более 1300 км дорог в школы, детские сады, колледжи, досуговые центры и другие образовательные учреждения.

Делать плохо уже никому не выгодно

В рамках нацпроекта все больше контрактов на ремонт дорог заключается на принципах жизненного цикла. Это значит, что подрядчик, построивший дорогу, будет отвечать за ее состояние еще как минимум года три. Теперь у него есть веская причина сразу делать как следует, чтобы избежать лишних трат. Например, заместитель начальника «Алтайавтодора» по строительству, качеству и техническим вопросам Евгений Строганов считает, что такая схема «способствует снижению некачественного исполнения работ». Согласен с коллегой и гендиректор ОАО «Новокузнецкое ДРСУ» Григорий Макаревич: «В 2020 году мы вели ремонт по такому контракту и теперь, согласно ему, три года будем содержать этот участок. То есть мы отвечаем за свою работу ― это дополнительная ответственность и хороший стимул для подрядчика».

В следующем году около 35% дорожных работ будут проведены, основываясь на принципах жизненного цикла, а к 2024 году доля таких контрактов должна составить уже 70%.

Проекционная «зебра» — выглядит как космолет

Суть технологии вкратце: на пешеходном переходе устанавливают мощные лазерные проекторы, транслирующие изображение «зебры» на дорогу. Такая «разметка» не стирается колесами, ее не заносит снегом, проекторы дополнительно подсвечивают пешеходов на переходе — теперь их видно на расстоянии до 150 метров (даже дальний свет фар редко обеспечивает такую освещенность в реальных условиях). Сам переход видно еще раньше, если его не скрывают изгибы дороги, лес или здания. В темноте он выглядит как место высадки НЛО. Водители, естественно, будут сбрасывать скорость.

Недавно о появлении первой проекционной «зебры» рассказали дорожники Ленинградской области на Выборгском шоссе в черте города Сертолово. Всю зиму они будут отслеживать работу перехода, и, если новая технология себя оправдает, полезный опыт распространят на другие региональные дороги области.

Искусственный интеллект приближает будущее

Современные комплексы видеонаблюдения и мониторинга появятся в 22 субъектах РФ. Их главная задача — в режиме реального времени отслеживать состояние покрытия и дорожную ситуацию. Это позволяет не только оперативно реагировать как на нештатные ситуации, но и «развязывать» застарелые «узлы» на проблемных участках дорог. Комплекс состоит из видеокамер слежения, видеокамер фиксации нарушений на наиболее опасных участках, системы автоматизированного управления дорожным движением (она, в частности, оптимизирует режим работы светофоров на основе данных, полученных искусственным интеллектом) и даже станции метеоконтроля с функцией экомониторинга!

Монтаж интеллектуальной транспортной системы происходит, в частности, в Курской области. Это позволит в первую очередь «накрыть» наиболее проблемные места в регионе. В рамках нацпроекта, который рассчитан до 2024 года, на повышение безопасности и комфорта на дорогах области планируется выделить из федерального бюджета 500 млн рублей.

А недавно интеллектуальную систему «умный перекресток» внедрили на одном из самых запутанных транспортных узлов Москвы. Речь — о площади Тверской заставы. Столичные власти ожидают, что благодаря детекторам, вмонтированным в дорожное покрытие и анализирующему их данные искусственному интеллекту, пропускная способность площади и прилегающих улиц вырастет на 15-20%. Это должно исключить заторы и блокирование перекрестка. А кроме того — по секрету — монтаж интеллектуальных систем закладывают техническую базу для реализации амбициозных проектов беспилотных автомобилей. Новая эра уже на пороге.

Лазеры против ям и повторных ремонтов

Контроль за свежепостроенными или обновленными в рамках нацпроекта дорогами ведется при помощи спецтехники. Передвижные лаборатории оборудованы камерами, лазерными датчиками и GPS-навигацией. Комплексы позволяют проверить ровность покрытия, отсутствие ям и колейность дороги. Полученные результаты отправляют в РОСДОРНИИ, где в течение месяца анализируют данные и выдают рекомендации по дальнейшей эксплуатации и ремонту дорожного полотна. Предполагается, что такие проверки будут проводить по итогам каждого дорожного сезона.

В настоящий момент проверка качества дорог при помощи передвижной лаборатории завершается в Вологде. Проверены 70 городских улиц общей протяженностью около 120 км — в первую очередь, подъезды к школам, больницам, детским садам, спортивным сооружениям и другим социальным объектам, на очереди — проверка на областных дорогах. Важно, что проверка проводится именно на тех дорогах, которые недавно были приведены в нормативное состояние, то есть начинающаяся колейность и места образования будущих ям пока еще не видны невооруженным глазом.

Передовые материалы и технологии

В первую очередь инновации затрагивают верхний, самый проблемный слой дорожного полотна. Например, для увеличения адгезии битумного вяжущего материала с минеральным используется специальная присадка «АМДОР». Она повышает качество дорожного покрытия и делает его более долговечным. С этого года оценить новые дорожные технологии смогут, например, в Севастополе и Балаклаве. Другое новшество, активно внедряемое в Крыму — светодиодные светильники. Они в три раза экономичнее при той же освещенности, да еще и не пульсируют, как обычные лампы.

Нацпроект подразумевает, что до 2024 года доля контрактов, предусматривающих использование передовых материалов и технологий, увеличится до 80%.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments