10 Июня

10 июня 1807 г.
209 лет назад

Основан Ижевский оружейный завод (ныне – ОАО «Ижмаш»)

Основан Ижевский оружейный завод (ныне – ОАО «Ижмаш») Ижевский оружейный завод Ижевский оружейный завод начал строиться в 1807 году. 10 июня для организации управления заводом была открыта Оружейная контора во главе с начальником завода. На Ижевском оружейном заводе изготовляли огнестрельное и холодное оружие. К началу Отечественной войны 1812 года завод выпустил две тысячи ружей, а в 1814 году – 10 тысяч ружей и 2,5 тысячи тесаков. В 1874 году завод приступил к выпуску четырехлинейного ружья конструктора Бердана, а в 1891 году — трехлинейной винтовки Мосина.

Только здесь выпускались все ее разновидности: пехотная, драгунская, казачья и кавалерийский карабин. В 1887 году ижевская винтовка была представлена на Сибирско-Уральской выставке и быстро завоевала популярность. В 1900 году на всемирной выставке в Париже охотничьи ружья завода получили золотые медали. В годы Великой Отечественной войны на Ижевском заводе выпускалось до 18 видов оружия, включая противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, авиационные пулеметы и пушку Березина, авиационные пушки Шпитального и Нудельмана-Суранова. С 1948 года на «Ижмаше» началось производство автомата Калашникова, который по сей день находится на вооружении и не знает аналогов.

Сегодня завод наряду с боевым оружием выпускает также охотничье и спортивное оружие. Современный «Ижмаш» – крупнейшее многопрофильное машиностроительное предприятие, включающее в себя Ижевский оружейный завод, мотоциклетный завод «Ижмаш-Мото», автомобильный завод «Ижмаш-Авто», станкостроительный завод «Ижмашстанко», инструментальный завод. В его структуру входит также металлургический завод точных заготовок.

10 июня 1846 г.
170 лет назад

Шотландец Роберт Томпсон получил патент на пневматические шины


И что бы делала автомобильная промышленность без пневматических шин?!

10 июня 1846 года шотландец Роберт Уильям Томпсон получил в Лондоне патент (№ 10990) на пневматические шины, описанные в его заявке как «усовершенствованные колеса для повозок и других передвигающихся объектов». Шина Томпсона состояла из камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев обычной парусины, пропитанной и покрытой каучуком или раствором гуттаперчи. Наружное покрытие шины делалось из кожи и крепилось с помощью заклепок. Через год изобретатель представил свое детище публике, протестировав на настоящей повозке.

Журнал «Меканикс Мэгэзин» писал: «Посетители парка на этой неделе с любопытством рассматривали пеструю повозку, которая двигалась среди толпы на таких бесшумных колесах, что трудно было поверить в их соприкосновение с землей». Однако в то время никто не отважился заняться производством и продажей воздушных колес по разумной стоимости.

После смерти Топмсона в 1873 году его изобретение было забыто, хотя рисунки, чертежи, описания и прочая документация сохранились. Новым изобретателем пневматической шины стал в 1888 году шотландец Джон Данлоп. Он сделал уникальные колеса для детского велосипеда своего сына, прикрепив к ним широкие обручи из надутых воздухом поливочных шлангов. Через 2 года Чальд Кингстон Уэлтчем отделил камеры от покрышки и для увеличения прочности и упругости шины предложил вставлять в ее края проволочные кольца и садить их на обод, с углублением к центру.

Последнее открытие дало изобретению Данлопа путь к применению пневматических шин на автомобилях. С тех пор шинная промышленность начала свое бурное развитие и повсеместное распространение.

10 июня 1921 г.
95 года назад

Основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна»

После смерти Льва Николаевича Толстого его супруга Софья Андреевна дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства. Однако получила отказ. Царь дал приказ назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. Софья Андреевна всеми силами старалась сохранить Ясную Поляну. Она следила за неприкосновенностью кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома, подписывала предметы быта и фотографии. Толстая начала опись личной библиотеки Льва Толстого, а также привела в систему хранившиеся в усадьбе письма, оказывала помощь биографам писателя.

Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Толстого: Александра и Сергей, составивший первый путеводитель по Ясной Поляне. С приходом советской власти 27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал Толстой Охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи имеют культурно-историческую ценность, являются национальным достоянием и находятся под охраной государства. Через два года усадьба Льва Николаевича Толстого была превращена в музей, а постановление о ее новом статусе вышло 10 июня 1921 года.

«Комиссаром-хранителем» музея была назначена Александра Львовна Толстая. Вскоре здесь открылась и первая выставка «Толстой в Ясной Поляне», начало выходить 90-томное собрание сочинений Толстого, открылась школа имени Л.Н. Толстого. В 1940 году Ясная Поляна была передана в ведение Академии наук СССР. Постепенно музей стал превращаться в научно-исследовательский центр изучения наследия Л.Н. Толстого. Сегодня Ясная Поляна является крупнейшим мемориальным и природным музеем-заповедником мирового значения.

10 июня 1931 г.
85 года назад

Между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в стране фирменный поезд «Красная стрела»

10 июня 1931 года советские пассажиры впервые в истории с комфортом проехались в вагоне СВ. Это был первый в сети железных дорог страны фирменный поезд, получивший название «Красная стрела». 10 июня он отправился в 1 час 30 минут из Ленинграда (сегодня – Санкт-Петербург) с Московского вокзала и прибыл в столицу на Ленинградский вокзал в тот же день в 11 часов 20 минут.

Средняя скорость поезда по тем временам была рекордной – 69,8 км/ч, а в состав входили 12 деревянных вагонов. Кстати, вагоны СВ работники депо специально переделывали из четырехместных купе: верхние полки снимались и на их место вешались зеркала и красивые светильники. Вначале вагоны «Красной стрелы» были синего цвета. Идея перекрасить их в красный пришла в голову одному из его первых начальников и была одобрена министром путей сообщения. 24 июня 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, регулярное движение поезда вынуждены были прервать. Для того, чтобы сохранить составы, один из них был помещен в «царский павильон» на Обводном канале, а другой, вместе с маленькими детьми, эвакуирован на станцию Цирульск.

Движение «Красной стрелы» возобновилось в марте 1944 года. Сегодня на поезде «Красная стрела» расстояние 650 км от Москвы до Санкт-Петербурга пассажиры доезжают за восемь с половиной часов. За время своего существования «Красная стрела» не раз сокращала время нахождения в пути. Поезда такого класса развивают скорость до 160 км/ч. Однако «Красная стрела» специально едет медленнее, чтобы пассажиры могли спокойно отдохнуть в пути. А тем, кто торопится, стоит поехать скоростным поездом «Невский экспресс», который преодолевает расстояние Москва — Санкт-Петербург за 4,5 часа, или высокоскоростным электропоездом «Сапсан», который проходит этот маршрут за 3 часа 50 минут.

10 июня 1936 г.
80 лет назад

В Москве основана киностудия «Союзмультфильм»


«Союзмультфильм»: на радость детям

10 июня 1936 года была создана крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», которая включила в себя различные мультипликационные мастерские на базе мультстудии ГУКФ. Тогда она называлась «Союздетмультфильм», а в августе 1937 года ее переименовали в «Союзмультфильм».

Первый мультик, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко» (1936), он был черно-белым. Через год появились и цветные мультфильмы. В 1947 году был выпущен первый полнометражный рисованный фильм «Конек-Горбунок». В 1953 году было организовано Объединение кукольных фильмов. Первым его успехом стал мультик «Карандаш и Клякса – веселые охотники». В 1960-1970-х годах выходит созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: «Маугли», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди», «Бременские музыканты», «Винни Пух», «Крокодил Гена» и другие. К середине 1980-х годов производство советской анимации резко сократилось.

В декабре 1989 года «Союзмультфильм» был преобразован в арендное предприятие, а позднее на его базе создано акционерное общество открытого типа «Союзмультфильм». В июне 1999 года по распоряжению Правительства РФ студия была восстановлена в своем первоначальном статусе и зарегистрирована как ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»». На студии был организован художественный совет, в который вошли крупнейшие деятели российской анимации.

10 июня 1940 г.
76 года назад

Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии


Бенито Муссолини – глава итальянской Социальной Республики

В 1925 году после убийства социалиста Маттеотти в Италии была установлена фашистская диктатура во главе с Бенито Муссолини. Вскоре итальянские фашисты захватила Эфиопию, Албанию и заключили союз с нацистской Германией. Когда началась Вторая мировая война, Италия стала союзником Гитлера. Произошло это 10 июня 1940 года, когда она объявила войну Великобритании и Франции.

В сентябре 1943 года была провозглашена Итальянская Социальная Республика во главе с Муссолини. Новое фашистское правительство расположилось в местечке Сало на озере Гарда. Власть «режима Сало» распространялась только на Северную Италию, оккупированную немецкими войсками. Настоящими же хозяевами страны стали эсесовцы, контролировавшие все государственные учреждения, правительство и даже самого Муссолини. Гитлеровцы развернули в Италии настоящий террор. Начались массовые расстрелы заложников и «дезертиров», отказавшихся вступать в армию «Сало». Десятки тысячи людей были насильственно депортированы в Германию на каторжные работы. Против захватчиков развернулось движение Сопротивления.

В 1945 году повстанцы при поддержке англо-американских войск освободили всю страну. В апреле диктатор Муссолини был казнен партизанами, а 2 июня 1946 года Италия была провозглашена республикой.

10 июня 1943 г.
73 год назад

В США запатентована шариковая ручка, которая поступила в массовое производство


Шариковые ручки “Биро-Бик”

Изобретение принципа работы шариковой ручки официально датируется концом 19-го века, а изобретение в 1938 году похожей на современную шариковую ручку принадлежит венгерскому журналисту Ласло Биро. Ему приходилось много писать обычным пером, которое требовало чернильницы и оставляло кляксы, поэтому ему и пришла идея создать ручку “без хлопот”. Изобретение казалось многообещающим в денежном плане.

Почти сразу патент на производство шариковых ручек выкупили ВВС Великобритании для своих пилотов. Им было крайне неудобно возиться с перьевыми ручками в воздухе. Оказавшись вскоре в Аргентине, Биро перерегистрировал свой патент и с большой выгодой продал его за $1 млн. компании “Eversharp”. Аргентинская компания наладила первое в мире массовое производство шариковых ручек. Торговля внутри страны шла прекрасно: дешевизна и практичность нового прибора привлекли множество покупателей. Однако, когда “Eversharp” стала подумывать о захвате мирового рынка, случилась большая неприятность, вызванная несовершенством тогдашней патентной системы.

Ручка была запатентована автором лишь в Венгрии и Аргентине. Для того, чтобы не допустить плагиата, ему нужно было запатентовать изобретение во всех странах мира. А поскольку сделать это было не реально, идею шариковой ручки у Биро и “Eversharp” украли. 10 июня 1943 года находчивый американский коммивояжер Милтон Рейнолдс запатентовал такую ручку в США и наладил ее массовое производство.

Ручки расходились гигантскими партиями. Только за один день в одном нью-йоркском магазине было продано 10 тыс. штук! Автор изобретения попытался отстоять свое право на патент в американском суде, но проиграл. В 1958 году француз Марсель Бик доработал шариковую ручку и получил самую дешевую в производстве модель под названием BIC. Она положила начало созданию компании “BIC Corporation”, которая контролирует сегодня одну треть рынка продаж шариковых ручек в США.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments