1 Марта ушли из жизни

1 Марта ушли из жизни

Александр Остужев
русский и советский актер, Народный артист СССР
28 апреля 1874 — 1 марта 1953
143 года назад 64 года назад


Александр Остужев в роли Дмитрия Самозванца

Александр Алексеевич Остужев (настоящая его фамилия Пожаров) родился (16) 28 апреля 1874 года в Воронеже.

Учился в техническом училище, но был отчислен из него за грубое обращение с надзирателем. Сменил много разных специальностей, чтобы заработать на жизнь. В 1894 году он попал на сцену Воронежского театра, и это изменило всю его жизнь. Поскольку он не имел специального образования, то поначалу исполнял эпизодические роли.

Поскольку настоящая фамилия актера происходила от слова «пожар», то когда объявляли актера, некоторые зрители принимали это за крик «Пожар!!!», начиналась паника, многие бросались на выход. Поэтому актеру пришлось придумать псевдоним, и он взял противоположную по смыслу фамилию – Остужев.

Затем, с 1898 года, он работал в Малом театре, являлся представителем героико-романтической школы. Его яркий темперамент, искренность в передаче тончайших переживаний героев и редкий по красоте тембра голос способствовали успеху на сцене. Вскоре он уже исполнял главные роли в спектаклях: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума», «Доходное место», «Уриэль Акоста», «Ревизор», «Стакан воды», «Собор Парижской Богоматери» и других.

Интересен факт, что еще в молодости Остужев перенес болезнь, результатом которой была прогрессирующая глухота. Но актер не прекратил выступлений на сцене. Он продолжал играть, заучив весь спектакль наизусть.

В годы Великой Отечественной войны Остужев также выступал на радио с чтением стихов и жертвовал средства в Фонд обороны.

Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии он также был награжден двумя орденами Ленина и медалями.

Умер актер Александр Алексеевич Остужев 1 марта 1953 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Его имя носит улица в Воронеже. В Москве также некоторое время существовала улица Остужева, сейчас это Большой Козихинский переулок.

Джакомо Балла
итальянский художник, один из основателей футуризма
18 июля 1871 — 1 марта 1958
146 лет назад 59 лет назад


Джакомо Балла, фрагмент автопортрета

Джакомо Балла родился 18 июля 1871 года в Турине. Художественное образование получил в вечерней Школе рисунка, параллельно работая в литографской мастерской. В 1891 году Джакомо занимался в туринской Академии Альберти, а затем практиковался в фотомастерской.

В 1893 году он переехал в Рим, где зарабатывал на жизнь как карикатурист, портретист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. С 1904 года давал частные уроки рисования.


«Динамизм собаки на поводке»

Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У.Боччони и Д.Северини. В его раннем периоде сильно влияние импрессионизма, заметен интерес к теории цвета и увлечение пуантилизмом.

Стиль живописи Балла кардинально меняется, когда художник присоединяется к художественной группировке Маринетти, основателя футуризма. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов».

Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). Постепенно его композиции всё больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915).


Abstract Speed + Sound

Художник, активный пропагандист футуризма, переносит его на другие виды искусства: скульптуру и прикладное искусство – театральный дизайн и костюм. Всё больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции.

В 1930-е годы художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.

Умер Джакомо Балла 1 марта 1958 года в Риме.

Изольда Извицкая
советская актриса театра и кино
21 июня 1932 — 1 марта 1971
85 лет назад 46 лет назад


Изольда Извицкая и Олег Стриженов в фильме “Сорок первый”

Изольда Васильевна Извицкая родилась 21 июня 1932 года в Москве. Детство провела в Горьковской области, в небольшом городке химиков Дзержинске. Ее родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал химиком, мать была педагогом.

В 1950 году Извицкая окончила среднюю школу и тайно уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Родители поступили разумно: позволили ей попытать счастья в столице. Изольда принята во ВГИК с первой попытки.

В кино она начала сниматься, еще учась во ВГИКе. Первоначально это были исключительно эпизоды, однако само участие в съемках прибавляло уверенности совсем еще неопытной актрисе. На съемках картины «Первый эшелон» она познакомилась с 20-летним актером Эдуардом Бредуном, который вскоре стал ее мужем.

В 1955 году актриса окончила ВГИК и была приглашена Григорием Чухраем на главную роль в паре с уже известным Олегом Стриженовым в фильм «Сорок первый» по одноименной повести Бориса Лавренёва.

Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Международный Каннский фестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Жюри присудило ему специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Был по достоинству оценен и талант Извицкой. Она попала в центр всеобщего внимания. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с ее портретами на обложке, а в Париже вскоре открылось кафе «Изольда». За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес и другие города.

Ее стали часто приглашать сниматься. Но это были роли в ходульных советских комедиях и производственных драмах. Во всех фильмах Извицкая хотя играла и главные, но совершенно похожие роли, которые без труда могла сыграть любая начинающая актриса. Между тем время шло, а достойных ролей, так и не появлялось. Начало 1960-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Актриса начала пить.

В 1963 году режиссер Сергей Колосов пригласил ее на роль разведчицы Паши в многосерийном телефильме «Вызываем огонь на себя». Пока полтора года шли съемки, актриса блестяще играла, выкладываясь на съемочной площадке. Но вскоре она снова осталась не у дел. К тому же не складывались семейные отношения.

1 марта 1971 года актриса Изольда Извицкая умерла в Москве – ее нашли мертвой дома после нескольких дней отсутствия в театре-студии киноактера. В ее творческом списке 23 картины, но «Сорок первый» остался непревзойденным успехом.

Лев Арцимович
советский физик, академик
25 февраля 1909 — 1 марта 1973
108 лет назад 44 года назад

Лев Андреевич Арцимович родился (12) 25 февраля 1909 года в Москве. Его детство выпало на трудные годы революции и Гражданской войны. Чтобы спасти сына от голода, его родители сдали Льва в детский дом, но он сбежал оттуда и бродяжничал.

Он окончил школу экстерном, и уже в 19 лет у него был диплом Белорусского университета. С этого времени началась его жизнь в науке, все свое время Арцимович отдавал изучению физики. С 1930 по 1944 год он трудился в Физико-техническом институте Академии наук СССР, а в 1944 году перешел в Институт атомной энергии Академии наук СССР.

Важнейшие труды учёного раскрывают проблемы атомной и ядерной физики. Совместно с И.Курчатовым он изучал ядерные реакции, затем – электронную оптику и электромагнитное разделение изотопов.

Но мировую известность принесли Льву Арцимовичу работы в области управляемого термоядерного синтеза, которыми он стал заниматься в 1950 году. В 1953 году он получил Государственную премию СССР за разработку метода электромагнитного разделения изотопов. Под его руководством была создана первая в мире модель термоядерного реактора. Называлась она «Токамак» (тороидальная камера с магнитной катушкой). Это название вошло во все языки мира и стало нарицательным. За работу с «токамаками» ученый в 1971 году был удостоен Государственной премии СССР. «Токамаки» используются в ядерных реакторах и сегодня.

Параллельно с научной работой Лев Андреевич занимался и активной преподавательской деятельностью – он был доцентом Ленинградского государственного университета (1932-1936), профессором кафедры прикладной ядерной физики Московского инженерно-физического института (с 1946 года), профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в котором основал кафедру атомной физики (с 1953 года).

Также Арцимович с 1963 года был заместителем председателя Советского Пагуошского комитета и председателем Национального комитета советских физиков.

Его научная деятельность получила широкое признание как на Родине, так и за рубежом. Герой Социалистического труда, академик АН СССР и многих иностранных академий наук, лауреат Государственных премий – ученый был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и наградами других государств.

Лев Андреевич Арцимович прожил плодотворную жизнь и умер 1 марта 1973 года в Москве.

Его именем названы улица в Москве и кратер на Луне. В 1995 году Российской академией наук была учреждена Премия имени Л.А. Арцимовича.

Макс Уолдман
американский театральный фотограф
? — 1 марта 1981
36 лет назад

Макс Уолдман родился в 1919 году в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Румынии. Когда ему было 8 лет, его отец умер, а мать, чувствуя, что не способна одна прокормить пятерых детей, отдала их в приют.

Фотографировать Макс начал фотографировать в конце 1930-х годов во время службы в Гражданском корпусе охраны природных ресурсов. Позднее он изучал живопись, скульптуру и фотографию в различных учебных заведениях США.


Фото Макса Уолдмана (photoisland.net)

К 1950 году он стал довольно успешным коммерческим фотографом, специализировавшимся на модной и рекламной фотографии. А в 1960-х годах Уолдман увлекся театральной фотографией и быстро добился значительных успехов.

В 1967 году состоялась выставка в Музее Современного Искусства, на которой его фотографии были выставлены вместе с работами известных фотомастеров того времени. Выпущенный в 1971 году фотоальбом «Уолдман о театре» окончательно упрочил его положение одного из ведущих театральных фотографов 20 века.


Фото Макса Уолдмана

В 1970 году по заданию журнала «Life» он фотографировал русскую балерину Наталью Макарову. Уолдман считал, что фотографировать танец сложнее, чем театральное представление: «Я не могу быть уверенным, что поймал квинтэссенцию движения», – говорил он, – «остается только надеяться на счастливый случай». «Из его снимков звучит музыка», – писал один из критиков, – «Неподвижные иллюстрации вызывают движение в сердцах зрителей». В 1977 году вышла новая книга фотографа «Уолдман о танце».

Фотографии Макса Уолдмана служат как бы связывающим звеном между театром и фотографией. Эти два искусства кажутся бесконечно далекими друг от друга: театральное представление (не говоря уже о танце) развивается во времени, фотография же фиксирует отдельный момент. Но и в театральном представлении, и в танце живет поэтическая сущность, которую Макс Уолдман сумел передать в своих фотографиях. Из них и в самом деле «звучит музыка».

1 марта 1981 года Макс Уолдман умер.

Владислав Листьев
советский телеведущий и тележурналист, первый Генеральный директор ОРТ
10 мая 1956 — 1 марта 1995
61 год назад 22 года назад

Владислав Николаевич Листьев родился 10 мая 1956 года в Москве. Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике), работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак», служил под Москвой в Таманской гвардейской дивизии.

После рабфака Листьев закончил международное отделение факультета журналистики МГУ.

С 1982 года Владислав работал редактором радиовещания на зарубежные страны главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 году перешёл на работу в Молодёжную редакцию Центрального Телевидения одним из ведущих программы «Взгляд». Вместе с коллегами основал телекомпанию ВИД, которая делала телепрограммы для Первого канала.

С 1991 года Листьев – генеральный продюсер телекомпании, а с 1993 года – её президент. В течение своей деятельности в телекомпании «ВИD», Листьев был создателем и ведущим множества телепроектов, среди которых «Поле чудес», «Тема» и «Час пик». Приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

В 1995 году Владислав Николаевич перешёл из телекомпании «ВИД» на канал ОРТ, где занял пост Генерального директора. Он возглавил «первую кнопку» в непростое для телеканала время. У Листьева было громадье планов, великолепный опыт, талант. За несколько постперестроечных лет он создал на «Останкино» массовое развлекательное телевидение. Его популярность зашкаливала. Если бы журналисту удалось осуществить задуманное, то, возможно, в России было бы совсем другое телевидение.

Вечером 1 марта 1995 года, через 34 дня после назначения, Влад Листьев был убит в подъезде собственного дома. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Смерть и похороны Листьева сопровождались широким общественным резонансом. На похоронах присутствовали десятки тысяч человек, телепередачи были остановлены, весь день 2 марта на экранах демонстрировался портрет журналиста и слова: «Владислав Листьев убит». Заявление по поводу убийства Листьева сделал президент России Борис Ельцин.

Несмотря на многочисленные заявления правоохранительных органов о том, что дело близко к раскрытию, ни убийцы, ни заказчики не были найдены. Срок давности по делу истек в 2010 году

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments