1 Марта нас покинули…

1 Марта нас покинули…

Джакомо Балла

итальянский художник, один из основателей футуризма

  • 18 июля 1871                         150 лет назад
  • 1 марта 1958                           63 года назад

Джакомо Балла (итал. Giacomo Balla) родился 18 июля 1871 года в Турине. Художественное образование получил в вечерней Школе рисунка, параллельно работая в литографской мастерской. В 1891 году Джакомо занимался в туринской Академии Альберти, а затем практиковался в фотомастерской.

В 1893 году он переехал в Рим, где зарабатывал на жизнь как карикатурист, портретист и оформитель рекламно-упаковочных материалов. С 1904 года давал частные уроки рисования.

Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У.Боччони и Д.Северини. В его раннем периоде сильно влияние импрессионизма, заметен интерес к теории цвета и увлечение пуантилизмом.

«Динамизм собаки на поводке»

«Динамизм собаки на поводке»

Стиль живописи Балла кардинально меняется, когда художник присоединяется к художественной группировке Маринетти, основателя футуризма. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов».

Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). Постепенно его композиции всё больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915).

Abstract Speed + Sound

Abstract Speed + Sound

Художник, активный пропагандист футуризма, переносит его на другие виды искусства: скульптуру и прикладное искусство – театральный дизайн и костюм. Всё больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции.

В 1930-е годы художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.

Умер Джакомо Балла 1 марта 1958 года в Риме.

Александр Остужев

русский и советский актер, Народный артист СССР

  • 28 апреля 1874                147 лет назад
  • 1 марта 1953                      68 лет назад

Александр Остужев в роли Дмитрия СамозванцаАлександр Остужев в роли Дмитрия Самозванца

Александр Алексеевич Остужев (настоящая его фамилия Пожаров) родился (16) 28 апреля 1874 года в Воронеже.

Учился в техническом училище, но был отчислен из него за грубое обращение с надзирателем. Сменил много разных специальностей, чтобы заработать на жизнь. В 1894 году он попал на сцену Воронежского театра, и это изменило всю его жизнь. Поскольку он не имел специального образования, то поначалу исполнял эпизодические роли.

Поскольку настоящая фамилия актера происходила от слова «пожар», то когда объявляли актера, некоторые зрители принимали это за крик «Пожар!!!», начиналась паника, многие бросались на выход. Поэтому актеру пришлось придумать псевдоним, и он взял противоположную по смыслу фамилию – Остужев.

Затем, с 1898 года, он работал в Малом театре, являлся представителем героико-романтической школы. Его яркий темперамент, искренность в передаче тончайших переживаний героев и редкий по красоте тембра голос способствовали успеху на сцене. Вскоре он уже исполнял главные роли в спектаклях: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума», «Доходное место», «Уриэль Акоста», «Ревизор», «Стакан воды», «Собор Парижской Богоматери» и других.

Интересен факт, что еще в молодости Остужев перенес болезнь, результатом которой была прогрессирующая глухота. Но актер не прекратил выступлений на сцене. Он продолжал играть, заучив весь спектакль наизусть.

В годы Великой Отечественной войны Остужев также выступал на радио с чтением стихов и жертвовал средства в Фонд обороны.

Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии он также был награжден двумя орденами Ленина и медалями.

Умер актер Александр Алексеевич Остужев 1 марта 1953 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Его имя носит улица в Воронеже. В Москве также некоторое время существовала улица Остужева, сейчас это Большой Козихинский переулок.

Макс Уолдман

американский театральный фотограф

  • ?
  •  — 
  • 1 марта 1981                 40 лет назад

Макс Уолдман (Фото: photoisland.net)Макс Уолдман

Макс Уолдман (англ. Max Waldman) родился в 1919 году в Нью-Йорке (США), в семье эмигрантов из Румынии. Когда ему было 8 лет, его отец умер, а мать, чувствуя, что не способна одна прокормить пятерых детей, отдала их в приют.

Фотографировать Макс начал фотографировать в конце 1930-х годов во время службы в Гражданском корпусе охраны природных ресурсов. Позднее он изучал живопись, скульптуру и фотографию в различных учебных заведениях США.

К 1950 году он стал довольно успешным коммерческим фотографом, специализировавшимся на модной и рекламной фотографии. А в 1960-х годах Уолдман увлекся театральной фотографией и быстро добился значительных успехов.

Фото Макса Уолдмана (photoisland.net)

В 1967 году состоялась выставка в Музее Современного Искусства, на которой его фотографии были выставлены вместе с работами известных фотомастеров того времени. Выпущенный в 1971 году фотоальбом «Уолдман о театре» окончательно упрочил его положение одного из ведущих театральных фотографов 20 века.

В 1970 году по заданию журнала «Life» он фотографировал русскую балерину Наталью Макарову. Уолдман считал, что фотографировать танец сложнее, чем театральное представление: «Я не могу быть уверенным, что поймал квинтэссенцию движения», – говорил он, – «остается только надеяться на счастливый случай». «Из его снимков звучит музыка», – писал один из критиков, – «Неподвижные иллюстрации вызывают движение в сердцах зрителей». В 1977 году вышла новая книга фотографа «Уолдман о танце».

Фото Макса Уолдмана (photoisland.net)

Фотографии Макса Уолдмана служат как бы связывающим звеном между театром и фотографией. Эти два искусства кажутся бесконечно далекими друг от друга: театральное представление (не говоря уже о танце) развивается во времени, фотография же фиксирует отдельный момент. Но и в театральном представлении, и в танце живет поэтическая сущность, которую Макс Уолдман сумел передать в своих фотографиях. Из них и в самом деле «звучит музыка».

1 марта 1981 года Макс Уолдман умер

Артур Кестлер

британский писатель и журналист

  • 5 сентября 1905                    116 лет назад
  • 1 марта 1983                            38 лет назад

Артур КёстлерАртур Кёстлер

Артур Кёстлер (венг. Arthur Koestler) родился 5 сентября 1905 года в Венгрии, в Будапеште. В 1926 году начал карьеру журналиста в немецком издании, поездил по Австрии и Германии. Будучи по происхождению евреем, Кёстлер не смог остаться в Германии, пошедшей по пути фашизма. Сначала он жил во Франции, потом эмигрировал в Британию, где продолжил свои работы.

В 1931 году на дирижабле «Граф Цеппелин» летал к Северному полюсу. Затем решил поездить по Советскому Союзу, где прожил год. Результатом путешествия по СССР стала книга «Слепящая тьма», по которой он больше всего и известен. В ней он рассказывал об эпохе «большого террора» и вызвал неоднозначную реакцию читавших.

Кёстлер стал известен также своей научной теорией о том, что европейские евреи ашкенази произошли не от палестинских евреев, а от хазар приволжского Хазарского каганата, где был распространён иудаизм.

Писал статьи для знаменитой Британики, документальную прозу, а также романы, сделавшие его знаменитым: помимо «Слепящей тьмы», это «Гладиаторы», «Прибытие и отъезд», «Воры в ночи», «Век вожделения».

Кёстлер известен также участием в движении в поддержку эвтаназии. Это не случайно: он сам тяжело болел лейкозом и страдал от болезни Паркинсона.

1 марта 1983 года в Лондоне Артур Кёстлер покончил с собой, приняв снотворное в особо больших дозах.

Лев Арцимович

советский физик, академик

  • 25 февраля 1909                 112 лет назад
  • 1 марта 1973                          48 лет назад

Лев Андреевич АрцимовичЛев Андреевич Арцимович

Лев Андреевич Арцимович родился (12) 25 февраля 1909 года в Москве. Его детство выпало на трудные годы революции и Гражданской войны. Чтобы спасти сына от голода, его родители сдали Льва в детский дом, но он сбежал оттуда и бродяжничал.

Он окончил школу экстерном, и уже в 19 лет у него был диплом Белорусского университета. С этого времени началась его жизнь в науке, все свое время Арцимович отдавал изучению физики. С 1930 по 1944 год он трудился в Физико-техническом институте Академии наук СССР, а в 1944 году перешел в Институт атомной энергии Академии наук СССР.

Важнейшие труды учёного раскрывают проблемы атомной и ядерной физики. Совместно с И.Курчатовым он изучал ядерные реакции, затем – электронную оптику и электромагнитное разделение изотопов.

Но мировую известность принесли Льву Арцимовичу работы в области управляемого термоядерного синтеза, которыми он стал заниматься в 1950 году. В 1953 году он получил Государственную премию СССР за разработку метода электромагнитного разделения изотопов. Под его руководством была создана первая в мире модель термоядерного реактора. Называлась она «Токамак» (тороидальная камера с магнитной катушкой). Это название вошло во все языки мира и стало нарицательным. За работу с «токамаками» ученый в 1971 году был удостоен Государственной премии СССР. «Токамаки» используются в ядерных реакторах и сегодня.

Параллельно с научной работой Лев Андреевич занимался и активной преподавательской деятельностью – он был доцентом Ленинградского государственного университета (1932-1936), профессором кафедры прикладной ядерной физики Московского инженерно-физического института (с 1946 года), профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в котором основал кафедру атомной физики (с 1953 года).

Также Арцимович с 1963 года был заместителем председателя Советского Пагуошского комитета и председателем Национального комитета советских физиков.

Его научная деятельность получила широкое признание как на Родине, так и за рубежом. Герой Социалистического труда, академик АН СССР и многих иностранных академий наук, лауреат Государственных премий – ученый был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и наградами других государств.

Лев Андреевич Арцимович прожил плодотворную жизнь и умер 1 марта 1973 года в Москве.

Его именем названы улица в Москве и кратер на Луне. В 1995 году Российской академией наук была учреждена Премия имени Л.А. Арцимовича.

Нина Сазонова

советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР

  • 7 января 1917                  104 года назад
  •  
  • 1 марта 2004                     17 лет назад

Нина Афанасьевна СазоноваНина Афанасьевна Сазонова

Нина Афанасьевна Сазонова родилась (25 декабря 1916) 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии. Большая часть её детства и юность прошли на Волге, в Кимрах.

В студию Центрального академического театра Красной Армии (ныне – Российской Армии) она пришла, когда ей еще не было и семнадцати. Одна из первых ролей молодой актрисы в театре – Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А.Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А.Корнейчука и многие другие.

Вскоре началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года Нина Сазонова выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за 4 года войны, Нина Сазонова дала более 3 тысяч фронтовых концертов.

Какую бы роль ни играла Нина Афанасьевна, она всегда оставалась по-человечески простой и близкой той аудитории, что заполняла зрительный зал. Разных по характеру героинь Сазоновой объединяло поистине завораживающее воздействие личности актрисы – сильной, верной, мужественной, умеющей страдать и сострадать, чутко ощущающей любую беду и умеющей пропустить ее через собственную душу.

Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее киноработ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. В кино Нина Афанасьевна сыграла около 30 ролей. Кем бы ни были ее героини, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины.

Нине Афанасьевне обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных фильмах: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальсок»…

Сазонова удостоена звания Народной артистки СССР, награждена орденами Ленина, Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями и другими знаками отличия.

Умерла Нина Афанасьевна Сазонова в ночь на 1 марта 2004 года в Москве, где и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Изольда Извицкая

советская актриса театра и кино

  • 21 июня 1932           89 лет назад
  • 1 марта 1971             50 лет назад

Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»

Изольда Васильевна Извицкая родилась 21 июня 1932 года в Дзержинске (ныне Нижегородская область). Её родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал химиком, мать была педагогом.

В 1950 году Извицкая окончила среднюю школу и тайно уехала в Москву подавать документы во ВГИК. Родители поступили разумно: позволили ей попытать счастья в столице. Изольда принята во ВГИК с первой попытки.

В кино она начала сниматься, ещё учась во ВГИКе. Первоначально это были исключительно эпизоды, однако само участие в съемках прибавляло уверенности совсем еще неопытной актрисе. На съемках картины «Первый эшелон» она познакомилась с 20-летним актером Эдуардом Бредуном, который вскоре стал ее мужем.

В 1955 году актриса окончила ВГИК и была приглашена Григорием Чухраем на главную роль в паре с уже известным Олегом Стриженовым в фильм «Сорок первый» по одноименной повести Бориса Лавренёва.

Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Международный Каннский фестиваль, где он также вызвал бурю восторга. Жюри присудило ему специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Был по достоинству оценен и талант Извицкой. Она попала в центр всеобщего внимания. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с ее портретами на обложке, а в Париже вскоре открылось кафе «Изольда». За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес и другие города.

Ее стали часто приглашать сниматься. Но это были роли в ходульных советских комедиях и производственных драмах. Во всех фильмах Извицкая хотя играла и главные, но совершенно похожие роли, которые без труда могла сыграть любая начинающая актриса. Между тем время шло, а достойных ролей, так и не появлялось. Начало 1960-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Актриса начала пить.

В 1963 году режиссер Сергей Колосов пригласил ее на роль разведчицы Паши в многосерийном телефильме «Вызываем огонь на себя». Пока полтора года шли съемки, актриса блестяще играла, выкладываясь на съемочной площадке. Но вскоре она снова осталась не у дел. К тому же не складывались семейные отношения.

1 марта 1971 года актриса Изольда Извицкая умерла в Москве – ее нашли мертвой дома после нескольких дней отсутствия в театре-студии киноактера. В ее творческом списке 23 картины, но «Сорок первый» остался непревзойденным успехом.

Владислав Листьев

советский телеведущий и тележурналист, первый Генеральный директор ОРТ

  • 10 мая 1956                     65 лет назад
  • 1 марта 1995                   26 лет назад

Владислав ЛистьевВладислав Листьев

Владислав Николаевич Листьев родился 10 мая 1956 года в Москве. Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике), работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак», служил под Москвой в Таманской гвардейской дивизии.

После рабфака Листьев закончил международное отделение факультета журналистики МГУ.

С 1982 года Владислав работал редактором радиовещания на зарубежные страны главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 году перешёл на работу в Молодёжную редакцию Центрального Телевидения одним из ведущих программы «Взгляд». Вместе с коллегами основал телекомпанию ВИД, которая делала телепрограммы для Первого канала.

С 1991 года Листьев – генеральный продюсер телекомпании, а с 1993 года – её президент. В течение своей деятельности в телекомпании «ВИD», Листьев был создателем и ведущим множества телепроектов, среди которых «Поле чудес», «Тема» и «Час пик». Приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

В 1995 году Владислав Николаевич перешёл из телекомпании «ВИД» на канал ОРТ, где занял пост Генерального директора. Он возглавил «первую кнопку» в непростое для телеканала время. У Листьева было громадье планов, великолепный опыт, талант. За несколько постперестроечных лет он создал на «Останкино» массовое развлекательное телевидение. Его популярность зашкаливала. Если бы журналисту удалось осуществить задуманное, то, возможно, в России было бы совсем другое телевидение.

Вечером 1 марта 1995 года, через 34 дня после назначения, Влад Листьев был убит в подъезде собственного дома. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Смерть и похороны Листьева сопровождались широким общественным резонансом. На похоронах присутствовали десятки тысяч человек, телепередачи были остановлены, весь день 2 марта на экранах демонстрировался портрет журналиста и слова: «Владислав Листьев убит». Заявление по поводу убийства Листьева сделал президент России Борис Ельцин.

Несмотря на многочисленные заявления правоохранительных органов о том, что дело близко к раскрытию, ни убийцы, ни заказчики не были найдены. Срок давности по делу истек в 2010 году.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments