20 Апреля

20 апреля 1656 г.
361 год назад

В России взамен серебряных монет появляются медные деньги


Русские деньги того времени еще называют «чешуйками»

В 17 веке Российское государство еще не имело собственных золотых и серебряных рудников, и для изготовления русских монет эти материалы ввозились из-за границы. России, которая тогда вела затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины (1654-1667), требовались огромные суммы на содержание армии и для продолжения войны.

Денег у государства катастрофически не хватало. Тогда было решено ввести в оборот медные деньги, причем выпускать их решили по цене серебряных.

20 апреля 1656 года в Москве медные деньги были пущены в оборот взамен серебряных монет. Причем налоги и старые недоимки собирались серебром, а платежи из казны и жалованье платилось медью. Из фунта меди, стоимостью 12 копеек, стали чеканить монеты на 10 рублей.

Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились на Монетном дворе Москвы и на специально открытых заводах в Новгороде и Пскове, привёл к обесцениванию медных денег. К тому же их легко было подделать.

Все это повлекло за собой недоверие населения к новым деньгам и обвальную инфляцию. К 1662 году рыночная цена медных денег упала в 15 раз. Несмотря на царский указ, стоимость товаров сильно возросла, покупательная способность медной монеты падала. Положение ухудшалось с каждым днем. Крестьяне отказались возить свои продукты в города, потому что не хотели получать за них ничего не стоящую медь, а в Москве процветали нищета и голод.

Вследствие всего этого население оказалось неплатежеспособным. Что и привело к знаменитому «Медному бунту» – восстанию в Москве 4 августа 1662 года, в котором приняли участие «городские низы»: ремесленники, торговцы и крестьяне пригородных сел. Несмотря на беспощадное подавление бунта силами правительства, он не прошел бесследно.

В 1663 году по царскому указу чеканка медных монет была прекращена, медные дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Медные деньги из обращения были полностью изъяты, а частным лицам было указано переплавить их в разные нужные предметы или принести в казну.

20 апреля 1841 г.
176 лет назад

Опубликован первый в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг» Эдгара По

Детектив – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. В детективе обязательно присутствует загадка и преступление, но в этом жанре все таинственное носит объективный, «реальный» характер.

20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’ and Gentlemen’s Magazine» был опубликован первый в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг» американского писателя Эдгара По. Действие происходит в Париже, где на улице совершается зверское убийство двух женщин, а главным героем является эксцентричный частный детектив, который и проводит расследование.

Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра. Далее По написал еще несколько рассказов в данном жанре – «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и другие.

Рассказ По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». В них имеется начальная загадка, которая раскрывается через сложный и таинственный процесс, соединяющий интуитивную логику, наблюдение и проницательный вывод.

Хотя и до этого времени некоторые авторы использовали отдельные элементы детектива в своих произведениях, но именно По удалось соединить в своем творчестве все эти влияния: в пяти новеллах из его обширного наследия разработаны все основополагающие принципы, которым позднее следовали авторы детективной литературы.

Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему – «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективной литературе. Это и бытовая разборка, и маньяк-убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след…

Талантом Эдгара По восхищались Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов…

…и все истинные поклонники детектива, в том числе и в России, где рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые напечатан в журнале «Сын отечества» в 1857 году под названием «Загадочное убийство». Сегодня произведениями детективного жанра зачитываются миллионы читателей.

20 апреля 1843 г.
174 года назад

Вышел указ об организации переселения крестьян в связи с освоением Сибири

Крестьянам отводились земельные наделы, выдавалась безвозвратная ссуда деньгами, земледельческими орудиями и скотом

До 19 века переселение людей в Сибирь в основном носило характер ссылки на каторгу и на поселение по приговорам судов и распоряжениям администраций. Но в начале 19 столетия необходимость экономического развития восточных регионов требовала от властей принятия мер, содействующих грамотному и эффективному заселению этого края.

Также Сибирь все более стала привлекать внимание правительства, как колония для избытка населения из центральной части России. В связи с этим был издан ряд документов, разрешающих переселять крестьян из центральных регионов за Урал. Местные губернаторы должны были помочь вновь прибывшим и заготовлять все необходимое для первоначального обзаведения.

Предоставленным правом не замедлило воспользоваться довольно значительное число крестьян. Их миграция в Сибирь была обусловлена наличием свободного фонда земли. Причем было два потока переселенцев: государственный, принудительный по инициативе правительства, и вольнонародный.

Но, несмотря на усилия правительства, властям в Сибири не удавалось справиться с возлагаемыми на них задачами устройства на местах вновь прибывших, а главным тормозом массового переселения крестьян явилось отсутствие сведений о количестве и местонахождении свободных и удобных для хлебопашества земель. Крестьянам приходилось самим отыскивать такие земли через своих ходоков, что было непосильным при тогдашней дороговизне пути.

Успешно переселение крестьян пошло лишь с учреждения в 1839 году Министерства государственных имуществ, которое возглавил граф Киселев. С этой целью (8) 20 апреля 1843 года Министерство издало указ об организации переселения в связи с освоением Сибири, регламентировавший переселение государственных крестьян европейских губерний за Урал.

Согласно данному указу переселенцам выдавалась безвозвратная ссуда деньгами, земледельческими орудиями и скотом, предоставлялась восьмилетняя льгота от податей и повинностей, с них даже слагали недоимки по прежнему местожительству. Также переселенцам отводились в местах водворения земельные наделы по 15 десятин на душу, предоставлялись пособия и освобождение от рекрутской повинности на три очередных призыва.

Всего в 1845-1855 годах такой возможностью переселения воспользовалось 90,6 тысяч крестьян. Данный указ облегчил условия водворения переселенцев. Но приведенные официальные сведения лишь в общих чертах отражают динамику переселений, не учитывая самовольные. Беглые крестьяне и посадские по-прежнему искали здесь, на заселяемой и быстро развивающейся земле, свободу от крепостной неволи и от произвола властей.

20 апреля 1901 г
116 лет назад

Был торжественно открыт Большой зал Московской консерватории

(7) 20 апреля 1901 года был торжественно открыт Большой зал Московской консерватории. В честь открытия был дан концерт, первым номером которого была увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки.

Большой зал консерватории был построен вместе с новым зданием Московской консерватории в 1895-1901 годах по проекту архитектора Загорского. Соавторами архитектора стали художник Бондаревский и скульптор Аладьин.

Большой зал консерватории с самого начала задумывался как подлинный храм музыки. Его вестибюль выполнен в духе античного храма. У ворот храма посетителя встречают фигуры амазонок – копии греческих статуй Кресилая и Фидия, которые некогда украшали знаменитый храм Артемиды в Эфесе.

Концертный зал выдержан в светлых, теплых тонах и украшен белыми пилястрами. Лепной декор зала, изображающий эмблему музыки – лиру и скрещенные трубы, выполнил скульптор Аладьин. А в его стенах под громадными окнами размещены 14 овальных, обвитых декоративными лаврами портретов великих композиторов. Их выполнил живописец Бондаревский.

Главное достоинство зала – его превосходная акустика. На эстраде установлен один из крупнейших в мире органов, который специально заказал в Париже железнодорожный предприниматель фон Дервиз.

Уже в первые годы существования Большого зала в нем выступали замечательные русские музыканты и певцы – С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Зилоти, Н.Метнер, К.Игумнов, А.Гольденвейзер, Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов. Выступления прославленных музыкантов превратили его в международный центр высокого искусства.

20 апреля 1920 г.
97 лет назад

Хоккей на льду — мужской хоккей на льду вошел в программу Олимпийских игр

Хоккей с шайбой или хоккей на льду (Ice hockey) — командная спортивная игра на льду. В ней принимают участие две противоборствующие команды, участники которых передвигаются на коньках и стараются забросить шайбу, передаваемую клюшками, в ворота противника.

Официально родиной хоккея на льду считается Канада. Но есть версия, что еще раньше с клюшками на лед вышли голландцы.

Как бы то ни было, но первый в истории спортивный хоккейный матч прошел в канадском Монреале на катке «Виктория» 3 марта 1875 года. Каждая команда состояла из девяти игроков, шайба была деревянной, а защитную экипировку хоккеисты позаимствовали из бейсбола. Тогда же на льду впервые поставили ворота.

Правда, первые хоккейные правила появились только два года спустя после исторического матча. В 1879 году они были усовершенствованы. Тогда же появилась резиновая шайба.

По правилам Международной федерации хоккея на льду (ИИХФ), современная ледовая площадка, на которой встречаются хоккейные команды, имеет максимальный размер 61 метр на 30 метров и закругленные борта высотой 1,22 метра. Размеры площадки, установленные правилами Национальной хоккейной лиги (НХЛ), немного отличаются. В состав мужской команды входят 23 игрока, женской — 20 спортсменок. Во время игры на площадке находятся по шесть игроков от каждой команды, замены игроков не ограничены. Матч состоит из трех периодов, продолжительность каждого — 20 минут, перерывы между ними — 15 минут.

В программу Олимпийских игр мужской хоккей на льду вошел в 1920 году — во время проведения летних Игр в Антверпене (Бельгия) состоялся турнир по хоккею с шайбой. С 1924 года он стал проводиться в рамках зимних Олимпийских игр. А женские хоккейные команды впервые вышли на олимпийский лед гораздо позднее — в 1998 году в Нагано (Япония).

Свое первое международное «золото» советская сборная по хоккею завоевала в 1954 году на чемпионате мира. На протяжении 39 лет своего существования она считалась сильнейшей командой в мире: советские хоккеисты выиграли 22 чемпионата мира из 34, в которых принимали участие, и семь из девяти Олимпиад. Более того, ни с одного чемпионата мира и ни с одной Олимпиады они ни разу не вернулись без наград.

Настоящими легендами советского хоккея стали Валерий Харламов, Борис Михайлов, Александр Якушев, Вячеслав Фетисов, Владислав Третьяк — бессменный вратарь советской сборной с 1969 по 1984 годы.

Сборная России по хоккею пока одержала только одну олимпийскую победу — в 1992 году в Альбервилле (Франция), когда под флагом Объединенной команды СНГ выступали только российские хоккеисты.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments